Федор Михайлович Достоевский. «В Петербурге, самом отвлеченном и умышленном городе на всем земном шаре»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых.
Advertisements

Учитель Бауло Елена Михайловна МОУ СОШ 2 г.Унеча Брянской области.
Давно стихами говорит Нева. Страницей Гоголя ложится Невский. Весь Летний сад – Онегина глава. О Блоке вспоминают Острова, А по Разъезжей бродит Достоевский.
Курсовая работа учителя начальных классов Калининского района Смирновой Татьяны Павловны.
Образ Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя. Все мы вышли из гоголевской шинели. Ф. М. Достоевский.
Татьяна Ильенко. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид,
© Симакова Наталия Ивановна, летию Санкт-Петербурга посвящается.
Перербург в творчестве А.С. Пушкина. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих.
Петербург Достоевского в повести «Белые ночи» Урок литературы в 9 классе.
Презентация по литературе Исполнитель: ученица 9«А» класса Жукова Анастасия Руководитель: учитель русского языка и литературы Круглова Ю.А. 2010г. «Образ.
© Черешнева Галина Николаевна, 2013 Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия! А.С.Пушкин.
«…Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какою-то тайною». Ф.М.Достоевский.
Петербургская повесть.. Расскажите об истории создания памятника. Открытие памят- ника Петру 1 на Сенатской площади состоялось 7 августа 1782 г. Скульптор.
Образ Петербурга в русской литературе. Пушкинский Петербург Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой.
«Все мы вышли из его шинели» (Ф. М. Достоевский )
Вопрос о жанре поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко река неслася…
Решение уравнений с одной переменной Материалы к уроку алгебры в 7 классе учитель Фищенко Е. Н.
Петербург Пушкина, Гоголя, Достоевского глазами художников Брысина Мария Михайловна, Побережец Татьяна Юрьевна, Скворцова Юлия Николаевна. Старица, МБОУ.
Петербург Пушкина Выполнили: ученики 10 «Б» МОУ «Гимназии 10» г. Новокузнецка Гартунг Максим, Селезнев Петр.
2 класс курс «Окружающий мир» Асмаева Алла Николаевна МОУ СОШ 49 г.Уфа Асмаева Алла Николаевна МОУ СОШ 49 г.Уфа.
Транксрипт:

Федор Михайлович Достоевский

«В Петербурге, самом отвлеченном и умышленном городе на всем земном шаре»

Тема города - «сквозная» тема литературы Тема города - «сквозная» тема литературы Париж Бальзака и Золя Лондон Диккенса и Теккерея Нью-Йорк О`Генри и Драйзера Москва Грибоедова, Пушкина, Островского Петербург Гоголя и Достоевского, Некрасова город-гротеск Глупов Салтыкова-Щедрина

город место действия участник событий

Образ Петербурга в русской литературе

«…юный град, полнощных стран краса и диво…» Петербург в литературе XVIII века

В стенах Петровых протекает Полна веселья там Нева, Венцом, порфирою блистает, Покрыта лаврами глава. Там равной ревностью пылают Сердца, как стогны, все сияют В исполненной утех ночи. О сладкий век! о жизнь драгая! Петрополь, небу подражая, Подобны испустил лучи. Михаил Васильевич Ломоносов

В художественном творчестве Гаврилы Романовича Державина Петербург - это гордая столица молодой, полной сил Империи, это город величаво простой, ясный, отмеченный изяществом вкуса своих строителей, город гармоничный, лишенный всякого трагизма. По гранитному я брегу Невскому гулять ходил; Сладкую весенню негу, Благовонный воздух пил…

Петербург в литературе XIX века

Пушкинский Петербург Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла. И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса.

… обращен к нему спиною, В неколебимой вышине, Над возмущенною Невою Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне.

«Добро, строитель чудотворный! Шепнул он, злобно задрожав, Ужо тебе!..» И вдруг стремглав Бежать пустился. Показалось Ему, что грозного царя, Мгновенно гневом возгоря, Лицо тихонько обращалось... И он по площади пустой Бежит и слышит за собой Как будто грома грохотанье Тяжело-звонкое скаканье По потрясенной мостовой. И, озарен луною бледной, Простерши руку в вышине, За ним несется Всадник Медный На звонко-скачущем коне; И во всю ночь безумец бедный, Куда стопы ни обращал, За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал.

«Медный всадник» человек создает город

Петербург Гоголя Но как только сумерки упадут на домы и улицы… тогда Невский проспект опять оживает и начинает шевелиться. О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде». Н. В. Гоголь. Невский проспект

О город, город роковой!.. Душа болит. Не в залах бальных, Где торжествует суета, В приютах нищеты печальных Блуждает грустная мечта. «…И я спустился в душные подвалы, поднялся под крыши высоких домов и увидел нищету, падающую и падшую нищету, стыдливо прикрывавшую лохмотья свои, и нищету, с отвратительным расчетом выносящую их на показ. И сильней поразили меня такие картины неизбежные в больших и кипящих народонаселением городах, глубже запали в душу, чем блеск и богатства твои, обманчивый Петербург! И не веселят уже меня твои гордые здания и все то, что есть в тебе блестящего и поразительного». Петербург Некрасова

Петербург Гончарова "Он вышел на улицу - суматоха, все бегут куда-то, занятые только собой, едва взглядывая на проходящих, и то разве для того, чтобы не наткнуться друг на друга.. Он посмотрел на домы - и ему стало еще скучнее: на него наводили тоску эти однообразные каменные громады, которые, как колоссальные гробницы, сплошною массою тянутся одна за другою. Заглянешь направо, налево - всюду обступили вас, как рать исполинов, дома, дома и дома, камень и камень, все одно и одно…нет простора и выхода взгляду: заперты со всех сторон, - кажется, и мысли и чувства людские также заперты". (И. А. Гончаров. Обыкновенная история)

Петербург Достоевского

"Мне сто раз, среди этого тумана, задавалась странная, но навязчивая греза: "А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне?" (Ф. М. Достоевский. Подросток)

«Сам Петербург находится на границе бытия и небытия, реальности и фантасмагории...фантасмагории и он на пороге». М. М. Бахтин