Методика этической оценки Н. И. Элиасберг В. А. Чигирев П. И. Юнацкевич
Индивидуальная нравственная оценка Индивидуальная нравственная оценка – это когда человек оценивает ущерб для себя от собственных действий
Групповая нравственная оценка Групповая нравственная оценка – это когда группа людей оценивает ущерб для себя от действий других людей
Глобальная нравственная оценка Глобальная нравственная оценка – это когда одни массы людей оценивают ущерб для себя и своей среды обитания от действий или бездействий других групп людей
Обучение этической оценке Дети обучаются индивидуальной нравственной оценке : « нет ли мне вреда ?» Молодежь обучается групповой нравственной оценке : « нет ли нам вреда ?» Взрослые обучаются глобальной нравственной оценке оценке : « нет ли всем вреда ?»
Способ обучения этической оценке Способом обучения этической оценки выступает интерактивное участие детей, молодежи и взрослых в оценке жизненных ситуаций Образование - это не подготовка к жизни, образование – это сама жизнь, в которой человек оценивает, корректирует самооценку, тем самым воспитывается и трудится
Пример шкал этических оценок
Шкала детской этической оценки
Воспитывающий результат В результате негативной этической оценки объект оценки ( человек ) стремится исправить свое поведение
Ожидающий результат В результате нейтральной этической оценки объект оценки ( человек ) продолжает свое поведение
Бодрящий результат В результате положительной этической оценки объект оценки ( человек ) выступает примером для подражания и развивает свое поведение
Шкала юношеской этической оценки Нравственно Безнравственно Значительный ущерб Незначительный ущерб Не определено Не значительное благо Значительное благо
Шкала взрослой этической оценки Значения этических оценок: 0 – нравственно, нет ущерба; от (-1) до (-3) – незначительный ущерб, безнравственно; от (-4) до (-6) – значительный ущерб, безнравственно; от (-7) до (-10) – неприемлемый ущерб, безнравственно
Воспитывающий результат взрослой этической оценки
Нейтральный результат взрослой этической оценки
Позитивный результат взрослой этической оценки
Процедура оценки Порядок этической оценки : 1. Выбор объекта оценки. 2. Организация оценки. 3. Получение оценки. 4. Обсуждение результатов оценки. 5. Общедоступное размещение результатов оценки.
Заключение В результате применения этической оценки в процессе обучения у учащихся формируются качества субъекта ( взрослого человека ): - умение различать : есть ущерб, нет ущерба ; - умение осуществлять выбор : нравственно, безнравственно ; - коррекция самооценки и самовоспитание