ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ (ЭАН) 2,818 млн. чел. Занятые 2,772 млн.чел. Серая занятость Теневая занятость Потенциал занятости Потенциал общей безработицы 104 тыс.чел. ЗОНА РИСКА РЫНКА ТРУДА (КЗРТ) ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕАКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ (ЭНАН ) 1,114 млн.чел. Внешние и внутренние трудовые мигранты Традиционное постоянное население ПОТЕНЦИАЛ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ 250 тыс.чел. Безработные МОТ 46 тыс.чел. ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ ОКВЭД, ОКДП Система рабочих мест, ОКЗ, КПГ ,878 млн. Замещенные 2,772 млн. Вакантные 106 тыс. Данные на сентябрь 2013 года
РАБОЧАЯ СИЛА РАБОЧИЕ МЕСТА Занятые Безработные Замещенные Вакантные Остаточная Кадровая потребность Первично входящие на РТ Потенциал экономической активности Внутренняя трудовая миграция Внешняя трудовая миграция Выпускники системы профессионального образования Естественное выбытие Эмиграция Трудосберегающие технологии Зарплатная политика Технологический форсайт Миграционная политика Баланс трудовых ресурсов– Баланс рабочих мест
Динамика уровня безработицы по методологии МОТ в Санкт-Петербурге с 1992 по 2012 годы*, % 4 * - данные Росстата **- данные за 9 месяцев
Динамика структуры КЗРТ для Санкт-Петербурга в гг. и 2013 г. % ЭАН 5 [с/з 4] Занятые полный рабочий день, не имеющие дополнительного дохода с заработной платой ниже прожиточного минимума с/з 4
Динамика уровня занятости* населения Санкт-Петербурга с 1992 по 2012 годы, в % Динамика уровня занятости* населения Санкт-Петербурга с 1992 по 2012 годы, в % 6 * - данные Росстата **- данные за 9 месяцев
Соотношение спроса и предложения на рынке труда Санкт-Петербурга в 2012 году 7
Соотношение структуры выпуска учреждений СПО и потребностей рынка труда Санкт-Петербурга в 2012 году 8 Данные НИР-2012, выполненной по заказу КТЗН СПб
Покрытие кадрового дефицита приоритетных направлений экономики Санкт-Петербурга городской системой СПО в 2012 году 9 Данные НИР-2012, выполненной по заказу КТЗН СПб
Миграция населения в Санкт-Петербург 10
Данные НИР-2012, выполненной по заказу КТЗН СПб 11
Долгосрочное решение: Создание полноценной системы кадрового обеспечения кластеров, учитывающей период формирования человеческого капитала и полные жизненные циклы производств, включая: Кадровое проектирование Создание высокотехнологичных рабочих мест Применение трудосберегающих технологий Прогнозирование балансов трудовых ресурсов, рабочих мест, рабочего времени Приведение системы профессионального образования, включая ДПО и подготовку на производстве, в соответствие потребностям рынка труда Комплексную миграционную политику Краткосрочные решения, применяемые сегодня: Развитие через отдельные несогласованные проекты Ориентация системы профессионального образования на краткосрочные потребности рынка труда Замещение региональной системы профессионального образования механизмами внутренней и внешней трудовой миграции Краткосрочный эффект Сокращение дефицита неквалифицированных работников, при сохранении хронического дефицита квалифицированных работников Криминализация и «деградация» отдельных сегментов рынка труда 12
13 Центр кадрового обеспечения Основная задача - обеспечение кадрами промышленности Санкт-Петербурга (с учетом приоритетов ее развития) Координация взаимодействия системы профессиональ- ного образования и работодателей Исследования рынка труда, в т.ч. построение прогноза баланса спроса и предложения рабочей силы для промышленности Санкт-Петербурга Координация взаимодействия и выработки единых решений в сфере управления человеческим капиталом в рамках кластеров Инвестиционное проектирование: кадровый аудит, оценка стоимости и источников кадрового обеспечения проектов Кадровое проектирование: оптимизация затрат рабочего времени, повышение производительности труда, нормирование труда Содействие в подборе кадров по заявкам промышленных предприятий, в т.ч. в регионах РФ и за рубежом
Система профессионального образования Информационное обеспечение формирования государственных заданий в соответствии с потребностями рынка труда Координация сотрудничества учебных заведений с промышленными предприятиями (стажировки, учебные программы, разработка профстандартов и пр.) Органы государственной власти Информационное обеспечение решений в сфере управления человеческим капиталом Предприятия промышленности Информационное обеспечение принятия инвестиционных и организационных решений Содействие в подборе необходимых работников Консультативная поддержка Граждане Информация о тенденциях развития рынка труда Реальное представление о рабочих и инженерных специальностях, включая практическую профориентацию 14 Центр кадрового обеспечения
Преимущества системного подхода 15 Для Санкт-Петербурга Развитие промышленности в соответствии с имеющимся трудовым потенциалом Создание среды для внедрения трудосберегающих технологий и появления современных конкурентоспособных производств Решение проблемы неконтролируемой трудовой миграции Возможность управления структурой трудовых ресурсов региона в соответствии с приоритетами развития экономики Решение проблемы структурной безработицы Для промышленности Решение проблемы кадрового дефицита Решение проблемы несоответствия качества наличных трудовых ресурсов современным потребностям промышленности Принятие обоснованных инвестиционных и организационных решений Кадровое обеспечение инновационного развития промышленности Возможность выбора направлений развития промышленных кластеров и отдельных производств в соответствии со структурой трудовых ресурсов
ГАУ «Центр трудовых ресурсов» 16 1.Осуществление организации и координации работ по определению потребности Санкт-Петербурга в привлечении иностранных работников 2.Привлечение в экономику Санкт-Петербурга кадров необходимой квалификации из числа иногородних и иностранных граждан, в том числе разработка, апробация и реализация механизма организованного набора 3.Мониторинг миграционной ситуации в Санкт-Петербурге в целях анализа и прогнозирования объемов и профессионально-квалификационной структуры потребности города в привлечении трудовых ресурсов 4.Информационная и консультационная поддержка работодателей и работников в сфере трудовой миграции 5.Организация и координация работ по созданию инфраструктуры по жилищному и социальному обустройству
17