Называть : объекты, процессы, этапы и стадии, факторы ; Определять : наблюдать за объектами и процессами живой природы и различать их, формулировать определения понятий ; Описывать : вычленять ( абстрагировать ) существенные признаки живых систем, основные положения теорий, раскрывать биологический смысл процессов, строить связанный рассказ, сравнивать ; Объяснять : устанавливать связи ( структурно - функциональные, причинно - следственные ), теории и фактов ; Прогнозировать : высказывать предположения, гипотезы о вероятностном развитии явлений и процессов, экспериментировать.
Воспринимать : учебную информацию, ценностные установки ; Реагировать : проявлять эмоциональный отклик ; Присваивать : ценностные установки, формировать субъективные ценности – ценностные ориентации ; Распространять ценностные ориентации на деятельность
Генетическое ( от абстрактного к конкретному ) построение учебной информации – от научных идей к классическим и современным теориям. Поиск процесса формирования знания, а не заучивание готовых результатов. Выстраивание теорий в исторической преемственности на основе принципа соответствия : каждая последующая теория, как более широкая и полная, включает рациональное содержание прежней теории.
Отражение объективных ( противоречие между теорией и фактом ) и интерсубъективных факторов ( господствующее мировоззрение, волевое решение отдельных личностей ), влияющих на смену теории ; Персонификация идей, характеристика выдающихся исторических моментов. Приобщение к ценностям и нормам науки как компоненту культуры через личностные качества учёных. Построение учебной информации в форме диалога ( дарвинизм и антидарвинизм, био - и абиогенез, социально - этические проблемы развития биотехнологии ). Реализация ценностно - нормативной функции экологического знания.