Безопасность и защита морской среды: грядущие перемены. Взгляд с позиций ЕС Мартен Коопманс Полномочный представитель Европейской комиссии при ИМО
Содержание Введение Перспективы Перспективы 3-й пакет мер по безопасности на море 3-й пакет мер по безопасности на море Выводы Выводы
Морской транспорт ЕС 80 + % мировой торговли + внешняя торговля ЕС осуществляется морем % мировой торговли + внешняя торговля ЕС осуществляется морем + 40 % внутренней торговли ЕС осуществляется морем 40 % внутренней торговли ЕС осуществляется морем 25 % мирового тоннажа судов под флагом ЕС + 25 % мирового тоннажа судов под флагом ЕС % мирового флота контролируется судоходными компаниями ЕС 40 + % мирового флота контролируется судоходными компаниями ЕС 3.5 млрд тонн грузов млн пассажиров ежегодно проходят через порты ЕС 3.5 млрд тонн грузов млн пассажиров ежегодно проходят через порты ЕС рабочих мест в портах + связанные с ними службы рабочих мест в портах + связанные с ними службы
Приоритеты повышение безопасности на мореповышение безопасности на море внедрение высоких стандартов качествавнедрение высоких стандартов качества => После ряда морских аварий были приняты меры, чтобы: –ликвидировать субстандартное судоходство –повысить защиту экипажей судов и пассажиров –снизить загрязнение окружающей среды –обеспечить добросовестным операторам коммерчески выгодное положение –способствовать международной конкурентоспособности судоходства ЕС –повысить эффективность транспорта ЕС –обеспечить полное и гармонизированное внедрение положений Международных конвенций в пределах ЕС
Перспективы Основные положения обществу требуется больше товаров, а значит, больше (невидимых) перевозок обществу требуется больше товаров, а значит, больше (невидимых) перевозок общество не готово мириться с авариями и (еще больше) с загрязнением окружающей среды общество не готово мириться с авариями и (еще больше) с загрязнением окружающей среды т.к. основное значение имеют превентивные меры, аварии будут неизбежно побуждать к созданию правил (последняя такая «побудительная» авария произошла 7 лет назад, танкер Престиж) т.к. основное значение имеют превентивные меры, аварии будут неизбежно побуждать к созданию правил (последняя такая «побудительная» авария произошла 7 лет назад, танкер Престиж)
3-й пакет мер по безопасности на море Опубликован в Официальном журнале ЕС 28 мая 2009 г. Опубликован в Официальном журнале ЕС 28 мая 2009 г. Адрес: Адрес: – JOHtml.do?uri=OJ:L:2009:131:SOM:EN:HTML или – –выберите язык –далее: Official Journal –впечатайте: L + 131
3-й пакет мер по безопасности на море Ответственность государств флага Ответственность государств флага Классификационные общества Классификационные общества Контроль государством порта Контроль государством порта Слежение за движением судов Слежение за движением судов Расследование аварий Расследование аварий Ответственность за ущерб пассажирам и его возмещение Ответственность за ущерб пассажирам и его возмещение Страхование расходов судовладельцев по морским искам Страхование расходов судовладельцев по морским искам
Государство флага-I отсутствующе звено в законодательстве ЕС контроль со стороны государств-членов ЕС должного соответствия судов под их флагом стандартам ИМО контроль со стороны государств-членов ЕС должного соответствия судов под их флагом стандартам ИМО обязательный план проверок национальных морских администраций обязательный план проверок национальных морских администраций освидетельствование систем управления качеством морских администраций освидетельствование систем управления качеством морских администраций
Государство флага-II твердое обязательство государств-членов ЕС ратифицировать конвенции по безопасности и ответственности применение Схемы добровольного аудита ИМО и Кодекса по внедрению обязательных инструментов ИМО применение Схемы добровольного аудита ИМО и Кодекса по внедрению обязательных инструментов ИМО обеспечение обязательного статуса Схемы и Кодекса на международном уровне обеспечение обязательного статуса Схемы и Кодекса на международном уровне все флаги государств-членов ЕС – в белом списке Парижского меморандума не позже 2012 года все флаги государств-членов ЕС – в белом списке Парижского меморандума не позже 2012 года
Классификационные общества-I классификационные общества играют основную роль в вопросах безопасности на море. Чем лучше они функционируют – тем меньше места для субстандартного судоходства радикальное улучшение качества работы классификационных обществ радикальное улучшение качества работы классификационных обществ режим независимого контроля качества, осуществляемый специальным органом режим независимого контроля качества, осуществляемый специальным органом
Классификационные общества-II взаимное признание классификационных свидетельств в обоснованных и безопасных случаях обязательства по обеспечению прозрачности деятельности и сотрудничеству обязательства по обеспечению прозрачности деятельности и сотрудничеству новая система штрафов для предотвращения низкого качества деятельности новая система штрафов для предотвращения низкого качества деятельности
Контроль государством порта ужесточение режима для субстандартных судов (частота проверок, запрет входа в порт) ужесточение режима для субстандартных судов (частота проверок, запрет входа в порт) новый режим проверок с полным охватом проверок ЕС (25 % => 100 %) новый режим проверок с полным охватом проверок ЕС (25 % => 100 %) частота проверок в зависимости от риска (самые опасные суда => каждые 6 месяцев) частота проверок в зависимости от риска (самые опасные суда => каждые 6 месяцев) суда-нарушители не допускаются в порт суда-нарушители не допускаются в порт черный список компаний черный список компаний
Слежение за движением судов Убежища: Убежища: законодательные рамки законодательные рамки независимое принятие решений независимое принятие решений инструменты для принятия решений инструменты для принятия решений SafeSeaNet: Европейская электронная система для обеспечения обмена морской информацией SafeSeaNet: Европейская электронная система для обеспечения обмена морской информацией АИС: обязательна для рыболовных судов АИС: обязательна для рыболовных судов
Расследование аварий расследование каждой серьезной аварии, затрагивающей интересы ЕС расследование каждой серьезной аварии, затрагивающей интересы ЕС соответствие Кодексу ИМО соответствие Кодексу ИМО независимые, профессиональные органы независимые, профессиональные органы общие методы расследований общие методы расследований техническая поддержка Европейского агентства по безопасности на море техническая поддержка Европейского агентства по безопасности на море сотрудничество расследующих органов сотрудничество расследующих органов
Возмещение ущерба пассажирам Афинская Конвенция 2002 г. в законодательстве ЕС Афинская Конвенция 2002 г. в законодательстве ЕС пересмотренные правила ответственности перевозчика пересмотренные правила ответственности перевозчика обязательная система страхования обязательная система страхования достаточный предел компенсации достаточный предел компенсации распространяется на распространяется на всех пассажиров, приобретающих билеты в Европе всех пассажиров, приобретающих билеты в Европе все суда под флагами государств ЕС все суда под флагами государств ЕС все рейсы в государства-члены ЕС и из них все рейсы в государства-члены ЕС и из них
Морское страхование обязательное страхование для всех судов в ЕС обязательное страхование для всех судов в ЕС предел выплат согласно Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям-1996 предел выплат согласно Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям-1996 доказательство страхования доказательство страхования страховое свидетельство заверяется органами контроля государством порта страховое свидетельство заверяется органами контроля государством порта отсутствие свидетельства: санкции (задержание, выдворение из порта и т.п.) отсутствие свидетельства: санкции (задержание, выдворение из порта и т.п.)
Выводы Морской транспорт важен для ЕС Морской транспорт важен для ЕС Общество будет требовать от судоходства большей безопасности и защиты окружающей среды Общество будет требовать от судоходства большей безопасности и защиты окружающей среды Судоходству придется выполнять эти требования, даже во время кризиса Судоходству придется выполнять эти требования, даже во время кризиса 3-й пакет мер по безопасности на море – новая веха в этом непрекращающемся процессе 3-й пакет мер по безопасности на море – новая веха в этом непрекращающемся процессе
Большое спасибо (balshoye spasiba)