ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В США А.В.Федоров. Написано при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Проект N a) «Сравнительный анализ развития медиаобразования в ведущих странах Запада». Руководитель проекта - президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, д.п.н., профессор А.В.Федоров
ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ Разработанные в США модели медиаобразования можно, вероятно, обобщить в следующем виде: -образовательно-информационные модели (изучение теории и истории, языка медиакультуры и т.д.), опирающиеся в основном на культурологическую, эстетическую, семиотическую, социокультурную теории медиаобразования [подробный анализ такого рода теорий см. в: Федоров, 2001, с.20-34; Fedorov, 2003]; -воспитательно-этические модели (рассмотрение моральных, религиозных, философских проблем на материале медиа), опирающиеся в основном на этическую, религиозную, идеологическую, экологическую, протекционистскую и др. теории медиаобразования; -практико-утилитарные модели (практическое изучение и применение медиатехники), опирающиеся в основном на теорию «потребления и удовлетворения» и практическую теорию медиаобразования; -эстетические модели (ориентированные прежде всего на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиакультуры), опирающиеся в основном на эстетическую/художественную и культурологическую теории медиаобразования; -социокультурные модели (социокультурное развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, самостоятельного, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров и т.д.), опирающиеся в основном на социокультурную, культурологическую, семиотическую, этическую теории медиаобразования и теорию развития критического мышления. При этом данные модели и теории далеко не всегда существуют в чистом виде, но часто связаны между собой. В США
Медиаобразовательная модель А.Силверблэта [Silverblatt, 2001] Определение понятия «медиаобразование». Медиаобразование направлено на развитие способностей человека воспринимать, обсуждать, анализировать, и создавать медийную информацию и получать удовольствие от этого, развитие критического независимого мышления, понимания процесса массовой коммуникации, медийных влияний на аудиторию [Silverblatt, 2001, pp.2-3, p.423]. Концептуальная основа: элементы теории развития критического мышления и культурологической, семиотической, практической теорий медиаобразования. Цели: развитие критической автономии личности – умения, которые дают возможность школьникам/студентам быть осознанно независимыми от однообразных предпочтений медиатекстов. Педагоги поощряют учащихся задавать вопросы о медиа, применяя подходы, которые помогают систематически идентифицировать сообщения и их цели.
А.Силверблэт Задачи: развитие у аудитории следующих умений: -различение фактов, поддающихся проверке и ценностным утверждениям; -определение надежности сообщения или источника медиатекста; -определение точности сообщения в медиатексте; -различение между гарантированными и негарантированными утверждениями в медиатекстах; -выявление предвзятости в медиатекстах; -идентификация явных и неявных предположений в медиатекстах; -распознавание логических несоответствий в медиатекстах; -определение силы аргумента автора медиатекста [Silverblatt, 2001, pp.2-3]. Организационные формы: интегрированное и автономное медиаобразование в учебных и внеучебных заведениях различных типов.
Медиаобразовательная модель Дж.Поттера [W.J.Potter, 2001] Определение понятия «медиаобразование». Медиаобразование – путь к достижению медиаграмотности, которая требует широкой перспективы. Она не ограничена чтением или другим единственным навыком. Широкая перспектива основана развитой структуре знания. Мы строим эту структуру знания, используя наше умение выбрать информацию и синтезировать ее. Мы можем все время увеличивать нашу степень грамотности. Медиаграмотность многомерна. Мы должны приобретать широкую познавательную, эмоциональную, эстетическую и моральную информацию. Медиаграмотные люди способны видеть гораздо больше в конкретном сообщении. Они лучше понимают в процессах создания и выбора медиатекстов и их значения. Медиаграмотные люди с большей вероятностью могут получить от медиатекстов то, что они хотят. Таким образом, аудитория, находящаяся на более высоком уровне медиаграмотности, обладает более высоким уровнем понимания, управления, и оценки медийного мира [Potter, 2001, p.12]. Концептуальная основа: синтез культурологической, эстетической, этической, семиотической и практической теорий медиаобразования. Цели: развить наше понимание медиа и их сообщений; усиливать наш контроль над процессом интерпретации, и таким образом, повышать нашу способность к оценке медиа/медиатекстов.
Дж.Поттер [W.J.Potter, 2001] Задачи: -развивать способности к восприятию, «декодированию», оценке, пониманию, анализу медиатекстов; -развивать знания социальных, культурных, политических, этических, эмоциональных и экономических смыслов и подтекстов медиатекстов; -развивать у аудитории способности к критическому мышлению; -развивать коммуникативные способности личности; -обучать человека самовыражаться с помощью медиа; -обучать человека идентифицировать, интерпретировать медиатексты, экспериментировать с различными способами технического использования медиа, создавать медиапродукты/тексты; -давать знания по теории медиа (например, типологию медийных воздействий на аудиторию) и медиакультуры. Организационные формы: интегрированное и автономное медиаобразование в учебных и внеучебных заведениях различных типов.
Обобщенная медиаобразовательная модель С.Бэрэна (S.J.Baran, 2002, p.60).
Выводы модель, сформулированная С.Бэрэном, опирается на культурологическую, семиотическую, этическую, практическую теории медиаобразования и теорию развития критического мышления аудитории, что еще раз подтверждает наш вывод относительно того, что современные педагоги все чаще (и в разнообразных сочетаниях) синтезируют различные теории в моделировании своей деятельности. По сути, данная модель представляет собой синтез социокультурной, образовательно-информационной и практико- утилитарной моделей и отражает не только западные медиаобразовательные концепции, но и подходы, разработанные Е.Л.Вартановой Е.Л. и Я.Н.Засурским [Вартанова, Засурский, 2003], С.И.Гудилиной [Гудилина, 2004], Л.С.Зазнобиной [Зазнобина, 1998], А.В.Спичкиным [Спичкин, 1999], К.М.Тихомировой [Тихомирова, 2004], А.В.Шариковым [Шариков, 1991] и другими известными российскими медиапедагогами и исследователями медиа.
Выводы Современные медиаобразовательные модели ориентируются на максимальное использование потенциальных возможностей медиаобразования в зависимости от стоящих перед ним целей и задач; им присущи вариативность, возможность целостного или фрагментарного внедрения в образовательный процесс. Методика, предложенная при реализации современных моделей, как правило, базируется на циклах (блоках, модулях) творческих и игровых заданий, которые могут использоваться педагогами как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Важная особенность рассмотренных моделей - широкий диапазон внедрения: школы, вузы, учреждения дополнительного образования и досуговой деятельности; при этом медиаобразовательные занятия могут проходить в форме отдельных уроков, факультативов, спецкурсов, интегрированных в различные учебные предметы, применяться в кружковой работе и т.д.
Основные сайты по медиаобразованию © Федоров Александр Викторович, Alexander Fedorov