Типы речи. Сочетание в одном тексте различных типов речи. Контрольное аудирование. Урок развития речи в 6 классе Урок-практикум
Цели урока: Образовательная: углубить общие понятия о типах речи, повторить приемы разграничения описания, рассуждения, повествования, вырабатывать умение определять типы речи в пределах одного текста. Контроль аудирования. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к слову, его структуре. Развивающая: способствовать развитию речи и логики мышления; развивать умение строить собственные высказывания с использованием разных типов речи.
Словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков. Что такое описание ? ? Цель описания – наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.
Что можно описывать? ? Виды описания Описание предмета, животного, человека Описание места Описание состояния (среды или человека)
Рассказ, сообщение о каком-либо событии, действии, явлении, протекающем во времени. ? Что такое повествование? Цель повествования – дать представление о событии (ряде событий) в хронологической последовательности или показать переход предмета из одного состояния в другое.
Словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли. ? Что такое рассуждение? Цель рассуждения – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть (представить читающему) причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение.
Тип речи Основная задача автора, использующего этот тип речи Основные вопросы, характерные для данного типа речи Описание Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния. Каков предмет описания? Как он выглядит? Какие признаки для него характерны? Повествование Сообщить о последовательности действий или событий. Какова последовательность действий (событий)? Что происходило сначала и что происходило потом? Рассуждение Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события. Почему? В чем причина данного явления? Что из этого следует? Каковы следствия данного явления? Что оно значит?
Задание: Определить тип речи в следующих отрывках
Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее. ПОВЕСТВОВАНИЕ
Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЯ СРЕДЫ
Пацюк, несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист. Притом шаровары, которые носил он, были так широки, что какой бы большой ни сделал он шаг, ног было совершенно незаметно, и казалось винокуренная кадь двигалась по улице. Может быть, это самое подало повод прозвать его Пузатым. ОПИСАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Можно ли по тексту повести составить представление о национальных традициях малороссиян и назвать "Ночь перед Рождеством" энциклопедией народной жизни? РАССУЖДЕНИЕ Да, потому что в произведении Гоголя мы находим сведения о традициях и обычаях празднования Рождества, получаем представление о вере и суевериях, приметах и предрассудках, знакомимся с бытом казачества: с одеждой, предметами утвари, блюдами рождественского стола и святочными гуляниями. Это поэтический очерк Малороссии, очерк, полный жизни и очарования. Тезис Вывод Аргумент ы
Что делать, если тип речи ясно не определяется ? Применить к отрывку текста еще раз основные признаки каждого типа речи. Постараться опираться именно на эти признаки. Отбросить те типы речи, признаки которых не обнаружили.
Попробуем определить тип текста Одна только ночь оставалась ему шататься на белом свете; но и в эту ночь он выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу. И для этого решился украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не легок на подъем, к дьяку же от избы не так близко: дорога шла по-за селом, мимо мельниц, мимо кладбища, огибала овраг.
Попробуем определить тип текста Одна только ночь оставалась ему шататься на белом свете; но и в эту ночь он выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу. И для этого решился украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не легок на подъем, к дьяку же от избы не так близко: дорога шла по-за селом, мимо мельниц, мимо кладбища, огибала овраг. ПОВЕСТВОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ
Задание. Дополните повествование элементами описания Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам и добивается, чтоб его взяли на прием к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею. (Каким был кузнец в этот момент? Как он вёл себя? Какое у него было настроение?).
Попробуем определить тип текста Но торжеством его искусства была одна картина, намалеванная на стене церковной в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день Страшного Суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами.
Попробуем определить тип текста Но торжеством его искусства была одна картина, намалеванная на стене церковной в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день Страшного Суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами. Описание с элементами повествования
Задание: дополните описание повествованием Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие годы. (Что сделала Солоха с Чубом, дьяком и чертом, когда те пришли к ней в гости?)
Подводим итоги ? Что нового узнали на уроке о типах речи?
Домашнее задание 1-В Составить описание с элементами повествования 2-В Составить повествование с элементами описания Тема «Мой любимый праздник»