ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2013 год Психолог Зарицкая Ольга Николаевна
Нововведения подобны новорождённым: на первых порах они необычайно нехороши собой. Френсис Бэко
Психологическое сопровождение это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка.
Основные направления деятельности
1-4 классы - развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству. 5-6 классы - обеспечение преемственности обучения на этапе перехода к среднему звену, адаптация учащихся к требованиям 5 класса, развитие творческих способностей, навыков саморегуляции, формирование сплочённого коллектива. 7-8 классы - формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление чувства собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, научение способам самопознания, развитие коммуникативных навыков классы - формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей и в профессиональном самоопределении.
Жизненные навыки учеников 1- 4 классов умение слушать другого человека умение преодолеть смущение, начать и поддержать разговор умение осознавать, выражать свои чувства и понимать чувства других умение присоединиться к группе, знакомиться умение дискутировать
Проблемы внедрения нового государственного стандарта 1.Адаптация педагогов к новым условиям деятельности. 2.Недостаток в кадровом обеспечении. 3.Отсутствие учебников по новым дисциплинам. 4.Слабое материально - техническое обеспечение.
Создание благоприятной психологической атмосферы для адаптации всех субъектов УВП к новым социальным условиям. Создание социально- психологических условий для позитивной самореализации учащихся и педагогов.
Методики для определения уровня адаптации учителей к новым условиям: 1.А. В. Фурмана Уровень адаптации учителей к работе в инновационных условиях. 2.Анкетирование педагогического коллектива. 3.Психодиагностическое исследование по программе В.А.Киричука Персонал.
Что нужно учителю начальной школы 1.Развивать профессиональный, интеллектуальный потенциал. 2.Обладать навыками компьютерной грамотности. 3.Уметь перестраивать собственное мышление. 4.Быть способным трансформировать в себе новое образовательное мировоззрение. 5.Иметь потребность в постоянном обогащении и обновлении знаний, быть адаптированным к новой деятельности.
Формы работы с учителями начальной школы Семинары-практикумы: «Тренинг личностного роста учителя». Тренинговые занятия обучению инновационным методам работы по развитию личности ребёнка. Индивидуальные консультации. Ситуативные, деловые, ролевые игры.