Луганское высшее профессиональное училище информационных технологий Волейбол: правила игры и судейские жесты Подготовил руководитель физического воспитания ЛВПУИТ Чекунов М.В. Луганск – 2012
Волейбол (от. англ. Летящий мяч ) – вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), либо игрок защищающейся команды допустил ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке). Центральный орган волейбола как международного вида спорта, определяющий свод правил FIVB (англ.) – Международная федерация волейбола. Общие сведения об игре
Уильям Дж. Морган (1870 – 1942) Преподаватель физического воспитания колледжа Ассоциации молодых христиан (YMCA) в городе Холиоке (штат Массачусетс, США). 9 февраля 1895 года в спортивном зале он подвесил теннисную сетку на высоте 197 см, и его ученики, число которых на площадке не ограничивалось, стали перебрасывать через неё баскетбольную камеру.
Игровая площадка
Игровое поле включает игровую площадку и свободную зону. Должно быть прямоугольным и симметричным. Размеры: 1.Игровая площадка 18 х 9 м 2.Свободная зона 3 м. со всех сторон игровой площадки 3.Ширина всех линий игровой площадки 0,05 м 4.Минимальная высота свободного игрового пространства над игровым полем 7 м от игровой поверхности Площадка по количеству игроков условно разделена на 6 зон. После каждого перехода право подачи переходит от одной команды к другой в результате розыгрыша очка, игроки перемещаются в следующую зону по часовой стрелке. Для ФИВБ, Мировых и Официальных Соревнований свободная зона минимум 5 м от боковых линий и 8 м от лицевых линий. Свободное игровое пространство минимум 12,5 м от игровой поверхности.
Антенна - гибкий стержень: длина 1,80 м, диаметр 10 мм Верхний край сетки Мужчины 2,43 м Женщины 2,24 м Мяч Окружность 65 – 67 см Вес 260 – 280 г Внутренне давление 0,30 до 0,325 кг/кв. см Температура в помещении Мin. t не ниже 10 С Max. t не выше 25 С
Состав команда: 1.Максимум 12 игроков (ФИВБ и мировые соревнования 14) 2.Тренер 3.Помощник тренера 4.Массажист 5.Врач Экипировка Цвет, фасон футболок, трусов и носков должен быть одинаковый (исключение Либеро). Участники
Либеро 1.Не может быть капитаном; 2.Должен носить форму, которая должна контрастировать с цветом футболок других членов команды; 3.Не может подавать, блокировать и пытаться блокировать; 4.Не может завершать атакующий удар по мячу, находящемуся выше верхнего края сетки; 5.Может замещать любого игрока задней линии; 6.Может быть замещен только тем игроком, которого он заместил. Замещение Либеро не считаются обычными заменами, они не ограничены, но должен быть состоявшейся розыгрыш между двумя замещениями. Максимальное количество Либеро в команде – 2 Игрок Либеро
Игровое поле
1.Партию выигрывает команда, которая первой набирает 25 очков с преимуществом минимум в 2 очка. 2.Максимальное количество партий – 5. 3.Решающая 5-ая партия играется до 15 очков с минимальным преимуществом в 2 очка. 4.Победителем матча становиться команда которая выиграет три партии. 5.Интервал – это время между партиями. Все интервалы длятся три минуты (между 2 и 3 партиями интервал может быть увеличен до 10 минут). В решающей 5-ой партии, как только команда набирает 8 очков, команды без задержки меняются площадками и расстановка игроков остается прежней. Игровой формат
Тайм-аут и замены Каждой команде разрешается запросить максимум два тайм-аута и шесть замен игроков в каждой партии. Каждой команде разрешается запросить максимум два тайм-аута и шесть замен игроков в каждой партии. Продолжительность тайм-аутов 30 секунд. Продолжительность тайм-аутов 30 секунд. Игрок стартовой расстановки может выйти из игры и войти вновь, только один раз в партии и только на свою прежнюю позицию в расстановке. Игрок стартовой расстановки может выйти из игры и войти вновь, только один раз в партии и только на свою прежнюю позицию в расстановке. Заменяющий игрок может войти в игру на место игрока стартовой расстановки, но только один раз в партии, и может быть заменен этим же стартовым игроком. Заменяющий игрок может войти в игру на место игрока стартовой расстановки, но только один раз в партии, и может быть заменен этим же стартовым игроком. УДАЛЕННЫЙ или ДИСКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ игрок должен быть заменен по правилам замены. Если это невозможно, то команда объявляется НЕПОЛНОЙ. УДАЛЕННЫЙ или ДИСКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ игрок должен быть заменен по правилам замены. Если это невозможно, то команда объявляется НЕПОЛНОЙ.
Судейская бригада – Первый судья – Второй судья Ск / ПСк Ск / ПСк – Секретарь / Помощник секретаря – Судья на линии (номер 1 – 4 и 1 – 2) – Подавальщики мяча – Протирщики пола
Характер ошибки, зафиксированной свистком, или цель разрешенного перерыва судья показывает официальными жестами. Жесты судей
Первый судья разрешает подачу после проверки того, что две команды готовы играть и, что подающий владеет мячом. Жест 1
Судья показывает в сторону команды, которая будет подавать. Жест 2
После каждой партии, когда команды меняются площадками, за исключением решающей. Жест 3
Обычные игровые перерывы могут быть запрошены тренером или в отсутствии тренера игровым капитаном, и только им. Жест 4
Замена является действием, которым игрок, иной чем Либеро или замещенным им игрок, после записи секретарем, входит в игру, чтобы занять позицию другого игрока, который должен покинуть площадку в этот момент. Жест 5
Неправильное поведение члена команды по отношению к официальным лицам, соперникам, партнерам или зрителям. Грубое поведение: действие вопреки хорошему тону или нормам морали, или любое действие, выражающее презрение. Жест 6
Оскорбительное поведение члена команды: клеветнические, оскорбительные слова или жесты Жест 7
Агрессия члена команды: фактическое физическое нападение, или агрессивное или угрожающее поведение. Жест 8
Шкала санкций за неправильное поведение
Партия (за исключением решающей 5-ой партии) выигрывается командой, которая первая набирает 25 очков с преимуществом минимум в два очка. Жест 9
ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДАЧИ. Удар по мячу должен быть нанесен одной кистью или любой частью руки после того, как он будет подброшен или выпущен с руки (рук). Жест 10
ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДАЧИ. Подающий должен нанести удар по мячу в течении 8 секунд после свистка первого судьи на подачу. Жест 11
Игроки подающей команды не должны мешать своим соперникам с помощью индивидуального или группового заслона видеть подающего или траекторию мяча. Блокирующий касается мяча в пространстве соперника до или одновременно с атакующим ударом соперника. Попытка Либеро блокировать или пытаться блокировать. Жест 12
ПОЗИЦИОННАЯ ОШИБКА. Команда совершает позиционную ошибку, если любой игрок не находиться в своей правильной зоне в момент удара по мячу. ОШИБКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ считается совершенной, когда ПОДАЧА не выполнена в соответствии с порядком перехода. ПОЗИЦИОННАЯ ОШИБКА И ОШИБКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ приводят к следующим последствиям: команда наказывается очком и подачей соперника Жест 13
Мяч считается «в площадке», когда он касается поверхности игровой площадки, включая ограничительные линии. Жест 14
Мяч «ЗА»: Часть мяча, которая касается пола, находится полностью за ограничительными линиями; Часть мяча, которая касается пола, находится полностью за ограничительными линиями; Он касается предмета за пределами площадки, потолка или не участвующего в игре человека; Он касается предмета за пределами площадки, потолка или не участвующего в игре человека; Он касается антенн, шнуров, стоек за пределами боковых лент; Он касается антенн, шнуров, стоек за пределами боковых лент; Он полностью пересекает нижнюю площадь под сеткой. Он полностью пересекает нижнюю площадь под сеткой. Жест 15
Мяч не может быть схвачен и/или брошен. ЗАХВАТ: мяч оказывается захваченным и/или брошенным, то есть не отскочил при ударе. Жест 16
ДВОЙНОЕ КАСАНИЕ: игрок ударяет мяч дважды подряд или мяч касается различных частей его тела последовательно. Жест 17
ЧЕТЫРЕ УДАРА: команда касается мяча 4 раза до его возврата. Удары команды включают не только преднамеренные удары игроков, но, также, неумышленные контакты с мячом. Касание на блоке не считается за удар. После контакта на блоке команде предоставляется три удара для возвращения мяча. Жест 18
Игрок мешает игре соперника: Касаясь верхней ленты или верхних 80 см антенны во время его игрового действия с мячом. Касаясь верхней ленты или верхних 80 см антенны во время его игрового действия с мячом. Используя сетку в качестве поддержки и одновременно играя в мяч. Используя сетку в качестве поддержки и одновременно играя в мяч. Совершая действия, которые препятствуют правомерной попытке соперника сыграть мяч. Совершая действия, которые препятствуют правомерной попытке соперника сыграть мяч. При подаче мяч касается игрока подающей команды или не пересекает вертикальную плоскость сетки полностью через площадь перехода. Жест 19
Ошибка игрока у сетки (над сеткой и у её верхней части): Игрок касается мяча или соперника в пространстве соперника до или во время атакующего удара соперника. Жест 20
Ошибка при атакующем ударе: Игрок задней линии завершает атакующий удар из передней зоны, если в момент удара мяч находится полностью выше верхнего края сетки. Игрок задней линии завершает атакующий удар из передней зоны, если в момент удара мяч находится полностью выше верхнего края сетки. Игрок завершает атакующий удар, сразу с подачи соперника, когда мяч находится в передней зоне и полностью выше верхнего края сетки. Игрок завершает атакующий удар, сразу с подачи соперника, когда мяч находится в передней зоне и полностью выше верхнего края сетки. Либеро завершает атакующий удар, если в момент удара мяч находится полностью выше верхнего края сетки. Либеро завершает атакующий удар, если в момент удара мяч находится полностью выше верхнего края сетки. Игрок завершает атакующий удар по мячу, находящемуся выше верхнего края сетки, если передача на удар осуществлена Либеро пальцами сверху в своей передней зоне. Игрок завершает атакующий удар по мячу, находящемуся выше верхнего края сетки, если передача на удар осуществлена Либеро пальцами сверху в своей передней зоне. Жест 21
Мяч «за» когда он полностью пересекает нижнюю площадь под сеткой. В момент удара по мячу при подаче или отталкиваясь для подачи в прыжке подающий не должен касаться площадки (включая лицевую линию) или поверхности за пределами зоны подачи. Проникновение под сеткой: Разрешено проникать в пространство соперника под сеткой, при условии, что это не мешает его игре. Жест 22 (начало)
Переход на площадку соперника через среднюю линию: Разрешено касаться площадки соперника стопой (стопами) при условии, что какая-нибудь часть переносимой стопы (стоп) касается средней линии или находиться непосредственно над ней. Разрешено касаться площадки соперника стопой (стопами) при условии, что какая-нибудь часть переносимой стопы (стоп) касается средней линии или находиться непосредственно над ней. Разрешено касаться площадки соперника любой частью тела выше стоп при условии, что это не мешает игре соперника. Разрешено касаться площадки соперника любой частью тела выше стоп при условии, что это не мешает игре соперника. Игрок может заступать на площадку соперника после выхода мяча из игры. Игрок может заступать на площадку соперника после выхода мяча из игры. Игроки могут проникать в свободную зону соперника, при условии, что они не мешают его игре. Игроки могут проникать в свободную зону соперника, при условии, что они не мешают его игре. Жест 22 (окончание)
Ошибка в расстановке принимающей команды
Команда совершает ошибку, выполняя игровое действие вопреки правилам (или иным образом нарушая их). Судьи оценивают ошибки и определяют последствия в соответствии с Правилами: Если две или более ошибок совершены последовательно, то принимается во внимание только первая ошибка. Если две или более ошибок совершены соперниками одновременно, то это считается ОБОЮДНОЙ ОШИБКОЙ и розыгрыш переигрывается. Внешняя помеха: Если имеет место любая внешняя помеха во время игры, то игра должна быть остановлена и розыгрыш переигрывается. Жест 23
Касание мяча, ушедшего «за» от команды, принимающей мяч. Жест 24
Неправильно запрашивать любой игровой перерыв: Во время розыгрыша, в момент или после свистка на подачу. Во время розыгрыша, в момент или после свистка на подачу. Членом команды, не имеющим на это права. Членом команды, не имеющим на это права. Для замены игрока команды, которая перед этим произвела замену, без предварительного возобновления игры; Для замены игрока команды, которая перед этим произвела замену, без предварительного возобновления игры; После использования разрешенного количества тайм-аутов и замен игрока. После использования разрешенного количества тайм-аутов и замен игрока. Жест 25 (начало)
Первый неправильный запрос в матче, который не влияет или не задерживает игру, должен быть отклонен без каких-либо других последствий. Любой дальнейший неправильный запрос той же команды в матче является задержкой. Жест 25 (окончание)
1.Контакт игрока с сеткой не является ошибкой, если это не мешает игре. 2.Игроки могут касаться стойки, шнуров или любого другого предмета за антеннами, включая сетку, при условии, что это не мешает игре. 3.Когда мяч попадает в сетку, которая по этой причине касается соперника, то это не является ошибкой. 4.Мяч попавший в сетку может быть оставлен в игре, если команда не нарушила правило 3-х касаний. Контакт с сеткой
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОФИЦИАЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ СИГНАЛЫ ФЛАГОМ СУДЕЙ ФЛАГОМ СУДЕЙ НА ЛИНИИ НА ЛИНИИ
Мяч «в площадке»: Мяч считается «в площадке», когда он касается поверхности игровой площадки, включая ограничительные линии. Сигнал 1
Мяч считается «за», когда: Часть мяча, которая касается пола, находится полностью за ограничительными линиями. Сигнал 2
Касание мяча, ушедшего «за» от команды, принимающей мяч. Сигнал 3
Мяч считается «за», когда: Он касается предмета за пределами площадки, потолок или не участвующего в игре человека. Он касается антенн, шнуров, стоек или сетки за пределами боковых лент. Он пересекает вертикальную плоскость сетки целиком или частично за пределами площадки перехода. Сигнал 4 (начало)
В момент удара по мячу при подаче или отталкивании для подачи в прыжке подающий не должен касаться лицевой линии или поверхности за пределами зоны подачи. Сигнал 4 (окончание)
Неможливо прийняти рішення. Сигнал 5
Контрольная зона соревнования, представляет собой коридор вокруг площадки и свободной зоны, которая включает все площади до внешних препятствий или разметочных ограничений. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Зоны: Участки игрового поля (т.е. игровой площадки и свободной зоны), имеющие специальное назначение (или особые ограничения), установленное текстом правил. В состав зон входят: Передняя Зона, Зона Подачи, Зона Замены, Свободная Зона и Зона Замещения Либеро.
Места: Участки настила ЗА ПРЕДЕЛАМИ свободной зоны, установленные правилами как имеющие специальные функции. В состав мест входят: Место Разминки и Место Удаленных. Нижняя площадь: Площадь, ограниченная, в своей верхней части – нижним краем сетки и шнуром крепления её к стойкам, по бокам – стойками, и внизу – игровой поверхностью. Площадь перехода: Площадь перехода ограничена: горизонтальной лентой верхней части сетки; горизонтальной лентой верхней части сетки; антеннами и их продолжением; антеннами и их продолжением; потолком. потолком.
Внешняя площадь: Внешней площадью является часть вертикальной сетки за пределами площади перехода и нижней площади. Зоны замены: Это часть свободной зоны, через которую производятся замены. Если иное не согласовано ФИВБ: это положение признает, что хотя существуют правила по стандартам и спецификациям снаряжения и оборудования, имеют место случаи, когда ФИВБ может дать особые разрешения в целях развития игры волейбол или проверки новых условий. Если иное не согласовано ФИВБ: это положение признает, что хотя существуют правила по стандартам и спецификациям снаряжения и оборудования, имеют место случаи, когда ФИВБ может дать особые разрешения в целях развития игры волейбол или проверки новых условий. Стандарты ФИВБ: Технические спецификации или ограничения, установленные ФИВБ для производителей оборудования.
Ошибка: Игровое действие, противоречащее правилам. Нарушение правил иное, чем при игровом действии. Место удаленных: На каждой половине Контрольной Зоны Соревнования есть место для удаленных расположенное позади продолжения лицевой линии за пределами свободной зоны, минимум 1,5 метра позади тыльной стороны скамейки команды. Дриблинг: означает постукивание мячом (обычно как подготовка к подбрасыванию и подаче). Другие подготовительные действия могут включать (среди прочих) перемещения мяча из руки в руку. Подавальщик мяча: Это персонал, чей работой является поддерживать ход игры перекатыванием мяча подающему между розыгрышами.
Интервал: Время между партиями. Смена площадок в пятой (решающей) партии не должна рассматриваться как интервал. Технический тайм-аут: Это особый, в дополнение к тайм- аутам, обязательный тайм-аут для развития волейбола путем анализа игры и для предоставления дополнительных коммерческих возможностей. Технические Тайм-Ауты обязательны для ФИВБ Мировых и Официальных соревнований. Розыгрыш-очко: Это система, при которой очко набирается всякий раз, когда выигран розыгрыш. Предостережение: Мягкое устное замечание, данное 1-м судьей игровому капитану относительно запоздалого замещения Либеро.
1.Ж елезняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, – 128 с. 2.О фициальные волейбольные правила 2009 – – 71 с. ИГРАЙТЕ В ВОЛЕЙБОЛ ! Литература