Восток… Необычный, таинственный, загадочный… Со своими суровыми законами, мечетями и минаретами, со сказочным богатством султанов, удивительными рисунками рукописей, загадочными красавицами, великой мудростью, своеобразной культурой.
Вы видите портрет человека, размышляющего над смыслом жизни, над несправедливостью устройства общества, человека, умеющего ценить жизнь во всех её проявлениях, имеющего чувство собственного достоинства. Имя его – Омар Хайям, а место, где он творил - Персия (современный Иран).
До VI ст. на территории современного Таджикистана процветала самобытная согдийская культура. Вторжение в Среднюю Азию и Иран войск Арабского халифата нанесло смертельный удар древней иранской культуре: насаждался арабский язык, исламская вера. «Веком молчания» иранской словесности назвали этот период летописцы. Но со временем образованные иранцы сумели не просто освоить культуру завоевателей, но и возродить в иноязычной среде родную культуру. В X-XII вв. на территории Персии и Ирана распускается неповторимый цветок восточного Возрождения. Центром его стала Бухара. Именно туда сходятся люди науки, искусства. Одним из них был и Омар Хайям, жизни и трудам которого посвящён наш урок. Рудаки, восточный поэт, сказал:«Мир – это море. Плыть желаешь - построй плот из добрых дел». Какими же были дела Омара Хайяма? Чем замечательна его жизнь?
Имеется более тысячи четверостиший, приписываемых Хайяму. Многие стихи сохранились в различных вариантах, и это показывает, что на первых порах они не записывались, а распространялись из уст в уста.
В некоторых четверостишьях Хайям горько сетует на жизненные невзгоды, приучившие поэта, вначале, по-видимому, довольно невоздержанного на язык, к замкнутости и осторожности:
Особенно предостерегает поэт от невежд и глупцов
Неоднократно мотивом четверостиший служит идея о вечном кругообороте материи в сочетании с грустным ощущением бренности всего живого
Целая серия раздумий на эту тему облечена в форму стихов о гончарных изделиях
Во множестве четверостиший звучит мотив колебаний, сомнений в философских учениях. Хайям-поэт как бы иронизирует над Хайямом- философом
«Полубезбожные» мысли, а особенно жалобы на неустройство мира и жизни человека встречаются в довольно значительной части четверостиший, в которых поэт вступает в спор с Богом.
Все четверостишия Хайяма гуманистические, проникнуты гордостью за человека
Наконец, Хайям мечтает о лучшем будущем для человечества, о справедливом общественном строе, в котором могли бы беспрепятственно развиваться благородные стремления каждой личности и счастье стало бы уделом всех.