АЛГОРИТМЫ Конаково-2010 МОУ СОШ7 Пономарева Л.А
АЛГОРИТМ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ КУРСА ИНФОРМАТИКИ
Одной из основных целей информатики является развитие у детей алгоритмического мышления. Алгоритмическое (операционное) мышление – это искусство размышлять, умение планировать свои действия, предусматривать различные обстоятельства.
Главная цель урока – развитие алгоритмического стиля мышления учащихся как самостоятельной культурной ценности.
образовательные: - приобретение навыков решения основных типов логических задач; Задачи урока: - развитие умения пользования методами и средствами формализованного описания действий исполнителя;
развивающие: - развитие умений, связанных с выбором исполнителя для решения задачи; воспитательные: -воспитание ответственного отношения к порученному делу, приобретение навыков в управленческой деятельности.
Все эти умения и способности нужны людям не только при работе с компьютером, но и в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
В программе курса информатики алгоритмы изучаются в составе темы «Алгоритмизация и программирование»
Актуализация знаний
АЛГОРИТМ (algorihmi) – (узбекск. Аль Хорезми), великий математик (8-9 век), сформулировал правила выполнения 4 арифметических действий.
Алгоритмы в нашей жизни Рецепт яблочного пирога 1.Взять 1 стакан песка 2.1 стакан сметаны 3.2 яйца 4.0,5 стакана молока Инструкция по использованию газовой плиты 1.Установить плиту на расстоянии не менее 20 см от окна. 2.Подсоединение плиты к газовой магистрали должно производиться специалистами из специальных служб. Правила пользования домофоном 1.Наберите номер квартиры 2.Дождитесь ответа 3.Сообщите сведения о себе. Порядок выполнения лабораторной работы 1.Открыть страницу 67 в учебнике 2.Проработать материал. 3.Выполнить практическую работу. Сегодня сделать: 1.Купить хлеба 2.Вымыть пол 3.Погулять с собакой
Правила пользования домофоном 1.Наберите номер квартиры 2.Дождитесь ответа 3.Сообщите сведения о себе.
Определение алгоритма Алгоритм – это последовательность допустимых для некоторого исполнителя действий, направленная на достижение определенной цели.
Алгоритм – план будущей деятельности, записанный в заранее выбранной формальной системе обозначений. Определение алгоритма
Алгоритм – точное и понятное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленное на решение поставленной задачи. Определение алгоритма
Каждый алгоритм строится в расчете на конкретного исполнителя.
Исполнители Исполнитель – живое существо или техническое устройство, способное понимать и выполнять некоторый набор команд.
Исполнители Примеры исполнителей: Люди, собаки, кошки, рыбки, птицы, телевизор, пылесос, компьютер, велосипед, автомобиль, самолет и пр.
Система команд исполнителя Набор команд, которые исполнитель понимает и умеет выполнять называются СКИ – система команд исполнителя.
Команда Команда – это указание исполнителю выполнить какое-либо действие.
Команда Примеры команд: Сложить А и В. Подъем! Вольно! Сидеть! Дай лапу! Свой!
Система команд исполнителя В правильно написанном алгоритме используются только команды, которые входят в СКИ исполнителя.
Работа с исполнителем у доски (непосредственное управление)
Работа в тетрадях – дети исполнители
Работа с исполнителем в тетрадях (программное управление)
Вывод: записать или объяснить кому-нибудь алгоритм труднее, чем выполнить работу самому.
Почему алгоритм трудно записать?
1.Придется сразу продумать решение во всех деталях. 2.Записать команды без двусмысленностей и выражений (типа и т.д.). 3.Записать команды на понятном исполнителю языке.
Нельзя научиться решать алгоритмические задачи, изучая устройство компьютера и языки программирования.
ЭВМ и языки – только средства … … но и средства тоже важны.
Алгоритмизация требует развития операционного (пошагового) мышления)
Описание алгоритмов Вербальный (словесный): Как пройти на ул. Горького? -Дойдете до дворца спорта -Повернете налево
Описание алгоритмов Символьный : Описание с помощью набора символов. Рецепт сливового варенья: 1.Очистить 1 кг. ягод от косточек. 2.Взять 2кг сахара.
Описание алгоритмов Алгоритм нахождения площади прямоугольника: алг площадь (вещ А,В,С) арг А,В рез С нач С=А*В
Графический (блок-схемы) Начало, конец Ввод, вывод Действие Условие
Пример графического описания алгоритма Алгоритм входа в школу : Начало Подойти к двери Дверь открыта Открыть дверь Конец Войти Да Нет
Задание на дом: Составить алгоритм заварки чая. (Исполнитель – школьник средних классов.)