Мне в окно постучалась Весна… Урок развития речи
Цели урока: Продолжить работу над развитием умений и навыков создания полимодального текста (используя репрезентативные системы: Вижу-Слышу- Чувствую), помочь учащимся реализовать эти умения и навыки при написании конкретного сочинения. Продолжить развитие в ребятах умения внутренне визуализировать. Выявить способность учащихся к самостоятельной творческой работе, активизировать желание творчески работать, способствовать стремлению ребенка точно и логично описывать свои наблюдения. Пробудить в учениках чувство прекрасного, учить тонкому восприятию музыки, красоты родной земли, живой природы. Создать собственную творческую «лабораторию» с целью «перевести» язык природы и музыки на язык литературных сочинений. Повторить орфограммы, изученные в последних темах: «Имя прилагательное», «Причастие».
«Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество». Василий Александрович Сухомлинский
Дерево ожиданий
Этимологическая страничка Картина (от русского «карта»)- произведение живописи в красках. Репродукция (лат.) – воспроизведенный посредством печати рисунок или картина.
Пейзаж (франц.) – 1)общий вид местности, картина природы; 2) рисунок, картина, изображающая природу. Пейзажист – художник, пишущий пейзаж Этимологическая страничка Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели»
«Вижу-Слышу-Чувствую» - Как удались вам домашние сочинения о Зиме? -Что вы увидели на зимних улицах города? - А может, вам удалось увидеть деревенскую зиму? - Что услышали? - Какие ощущения возникли? Что вы почувствовали?
«Круг идей» -Как вам удалось определить время года, изображенное на картине, не зная ее названия? -Какая часть речи может решить нам данную проблему?
«Реклама имени прилагательного» Работа в группах
1 группа – «Я - имя прилагательное». 2 группа – «Сказка про краски» 3 группа - «Правила написания сложных прилагательных».
4 группа – «Подбери прилагательное» Текст Наступила весна. Побежали ручейки и запели песенку. Солнце появилось на небе. Оно опустило лучи на землю. В лесу запели птицы. Прилагательные: говорливый, веселый, яркое, теплые, озорная, долгожданная, прозрачный, лазурное, влажная, счастливые. Работа в группах
Наступила долгожданная весна. Побежали теплые ручейки и запели озорную песенку. Лазурное солнце появилось на прозрачном небе. Яркое, оно опустило счастливые лучи на влажную землю. В веселом лесу говорливые запели птицы.
5 группа- «Радужные ворота». Назвать цвета радуги: … Работа в группах
Назвать цвета радуги: красный - цвет мака, крови, помидора; оранжевый – цвет апельсина; желтый – цвет солнца; зеленый – цвет травы и листьев; голубой - цвет ясного, безоблачного неба; синий – цвет моря в ясный день; фиолетовый – цвет фиалок, которые появляются на исходе зимы. «Радужные ворота»
Нежданно- негаданно На лету Видимо- невидимо Запорошить Полынья Оттепель Травка Ранняя Кое-где Проталины Свеж Зеленеют Припекает
1. Тума (н,нн)ое 2. Занесе (н,нн)ый 3. (Бело)снежное 4. Посыпа (н,нн)ы 5. (Бледно) сиреневый 6. Ветре (н,нн)ый 7. Подта (…)вшие 8. (Холодный) пр(…)холодный сугробы воздух солью закат снегом утро день покрывало Конструирование словосочетаний
1. Туманное 2. Занесенный 3. Белоснежное 4. Посыпанный 5. Бледно-сиреневый 6. Ветреный 7. Подтаявшие 8. Холодный - прехолодный сугробы воздух солью закат снегом утро день покрывало Конструирование словосочетаний 1. Тума (н,нн)ое 2. Занесе (н,нн)ый 3. (Бело)снежное 4. Посыпа (н,нн)ы 5. (Бледно) сиреневый 6. Ветре (н,нн)ый 7. Подта (…)вшие 8. (Холодный) пр(…)холодный
сугробы воздух солью закат снегом утро день покрывало Конструирование словосочетаний 1. Туманное 2. Занесенный 3. Белоснежное 4. Посыпанный 5. Бледно-сиреневый 6. Ветреный 7. Подтаявшие 8. Холодный - прехолодный
П.И.Чайковский «Весна» Петр Ильич Чайковский Попытаемся представить, нарисовать себе картины, которые видел музыкант, когда творил, постараемся почувствовать его настроение. О чем эта музыка? Что видели? Что чувствовали? Что слышали?
«Трехпозиционное восприятие мира» 1 позиция – Я - сам, 2 позиция – Я – ассоциированный, 3 позиция – Беспристрастный наблюдатель.
«Разговор Зимы с Весной»
Поговорим о Весне. - Какое задание оказалось для вас трудным? - Что оказалось неожиданным и удивительным? - На какой вопрос вы хотели бы получить ответ? - Добились ли вы тех задач, которые поставили себе в начале урока?
Домашнее задание Использовать позицию 1 - Я - сам, написать сочинение «Какая я весна»