Презентация из опыта работы воспитателя МДОУ «Детского сада общеразвивающего вида 163» Вицкоп Ольги Степановны На тему: «Развитие элементарных естественно- научных представлений в дошкольном возрасте»
Содержание: 1.Введение 2.Цели и задачи опыта работы 3.Формы работы 4.Методы и приемы работы 5.Роль семьи в развитии элементарных естественно- научных представлений в дошкольном возрасте 6.Вывод
«Расскажи – и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму» (китайская пословица) Маленькие дети любознательны и часто «докучают» взрослых вопросами. Те взрослые, которые отмахиваются от вопросов ребенка, совершают непоправимое: они задерживают его умственное развитие, тормозят духовный рост.
Дошкольники – природные исследователи. И тому подтверждение – любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Одним из направлений моей работы явилось изучение особенностей детского экспериментирования и внедрения его в свою практику.
Профессор Российской академии образования Н. Н. Поддъяков говорил: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка», «… в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью полного познания и освоения».
Работая по программе «Радуга», я обратила внимание, что несмотря на то, что в дошкольном возрасте метод экспериментирования является ведущим (он пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку), а в первые три года единственным познанием мира, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана не полно. В методических рекомендациях к программе запланирована экспериментальная деятельность, но она не удовлетворяет исследовательскую потребность ребенка.
Цель работы: Обеспечить условия для развития у детей представлений о физических свойствах окружающего мира, соответствие с их возрастными возможностями через экспериментирование.
Задачи: 1.Учить детей устанавливать причинно- следственные связи 2.Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.) 3.Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления 4.Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.
Работу экспериментальной деятельности построила, учитывая следующие принципы: 1.«Позитивный центризм» - отбор знаний наиболее актуальных для ребенка данного возраста 2.Непрерывность и преемственность педагогического процесса 3.Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психических особенностей, возможностей и интересов 4.Рациональное сочетание разных видов деятельности 5. Деятельный подход
Формы работы: 1.Наблюдение 2.Эвристическая беседа 3.Создание опорных схем 4.Проведение опытов с водой, воздухом, с сыпучими, несыпучими материалами, семенами, бумагой и т. д. 5.Создание группового дневника по экспериментированию для фиксирования результатов наблюдения и опыта 6.Использование художественного слова
Методы и приемы: 1.Объяснительно-иллюстративный: приемы - беседа, сообщение, объяснение, показ действий 2.Метод проблемного изложения: приемы – постановка проблемы, создание проблемной ситуации, рассказ, поиск, анализ полученного результата, умение анализировать, выделять главное
Методы и приемы: 3. Частично-поисковый: приемы – эвристическая беседа, самостоятельная работа с элементами исследования, игра, частичный эксперимент 4. Исследовательский метод: приемы – анализ, оценка, эксперимент, самостоятельное выдвижение гипотезы, обобщение по проблеме в целом
Реализовать поставленные задачи в полной мере можно только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью проводились консультации на тему: «Развитие творческой, исследовательской активности в процессе детского экспериментирования», «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности детей». В дни открытых дверей родители имели возможность участвовать в экспериментировании, что вызывало большую заинтересованность у детей. Взрослые помогли в оборудовании и пополнении необходимыми материалами уголков экспериментирования.
Способствовали удовлетворению познавательных интересов в экспериментировании в домашних условиях, вместе с родителями дети находили ответы на вопросы: «Почему греет утюг?», «Может ли гореть газ?», «Почему вырос пирог в духовке?».
Вывод: Главное достоинство экспериментирования, в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память, активизирует мыслительные процессы, учит рассуждать и аргументировать собственные утверждения, что является успешным переходом ребенка к новому этапу своей деятельности – обучению в школе.