Человек, который критически мыслит должен уметь: Определять проблему Проверять использованную информацию Проанализировать утверждения, которые лежат в основе информации Учитывать альтернативные точки зрения Определить наличие подтекста в информации Синтезировать полученные знания Принять оптимальное решение
Виды умственной деятельности, которые нельзя назвать критическим мышлением: Простое запоминание Понимание сложных идей Творческое и интуитивное мышление
Критическое мышление – это способность отличать «то, что кажется» от знаний, факты от суждений
Основные понятия критического мышления Факт Суждение Интерпретация Манипуляция
факт [лат. factum сделанное] – 1) действительное, невымышленное происшествие, событие, явление; твердо установленное знание, данное в опыте, служащее для какого-л, заключения, вывода, являющееся проверкой какого-л. предположения, 2) действительность, реальность, то, что объективно существует. (Словарь иностранных слов)
интерпретация [лат. interpretatio посредничество] – 1) истолкование, разъяснение смысла, значения чего-л.; 2) в искусстве актера, режиссера, музыканта и т. п. - творческое раскрытие какого-л, художественного произведения, определяющееся идейно-художественным замыслом и индивидуальными особенностями артиста. (Словарь иностранных слов)
Вопросы к источнику: Можно ли доверять документу? Насколько можно доверять этой информации, которая в документе? Создавался ли этот документ специально: с определенной целью, по чьему-либо заказу, чтобы влиять на кого-либо или что-либо?
Чтение с «карандашом в руках» 1.в тексте подчеркивается та часть, которая может считаться неоспоримым фактом (дата, географическое название, имя и т.д.). 2.в тексте выделяется волнистой линией та часть, которая вызывает вопросы и может быть или собственными суждениями автора, или интерпретацией фактов или просто намеренной ложью. 3.заполняется соответствующая таблица.
ФактСуждение Интерпретация «Заказчик»
Алгоритм работы с визуальными источниками 1. Описание: Должно быть, как можно более детальным, особенно в начале, пока методы работы еще не достаточно отработаны.
2. Интерпретация: Первичная. Описание и анализ ситуации, которая представлена на изображении, и «чтение послания». Важно проанализировать сюжет, обратить внимание на символы и стереотипы, рассмотреть позицию автора. Вторичная или собственно историческая. На этом этапе следует обратить внимание на историческую ситуацию, на освещение ее в других источниках (текстовых и визуальных), на исторический контекст. Результат анализа – собственные выводы, собственная позиция.
Валентина Потапова Ольга Скрипник Валентина Потапова, старший викладач кафедри історії, правознавства й методики викладання РВУЗ «Кримський гуманітарний университет» (м. Ялта) Ольга Скрипник, старший викладач кафедри історії, правознавства й методики викладання РВУЗ «Кримський гуманітарний університет» (м. Ялта)