Западноевропейская скульптура в X-XIV веках. В средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы украшались барельефами и скульптурами изнутри.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изобразительное искусство Средних веков. Основное назначение искусства Средневековья сводилось в то время к внешнему и внутреннему украшению храмов. Подчиненное.
Advertisements

Изобразительное искусство Средних веков. Основное назначение искусства Средневековья сводилось к внешнему и внутреннему украшению храмов. Подчиненное.
Архитектура, скульптура и живопись.. 1.Архитектура. 2.Скульптура. 3.Живопись. ПЛАН УРОКА.
Гаража Н.В.. С 11 в. в Западной Европе началось обширное храмовое строительство.Разбогатев- шая церковь начинает воз- водить величественные сооружения,
Выполнила: Ученица 9-А класса Пличко Юлия. Готическая архитектура период развития западно- и центрально-европейской архитектуры, соответствующий зрелому.
Готический стиль Урок ИЗО в 7-8 классах. Го́тика период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся.
Готика - период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XI.
ВРЕМЯ СОБОРОВ 1. Причины бурного строительства соборов в Западной Европе в XI – XIII вв. 2. Архитектурные стили: а) романский стиль; б) готический стиль.
Скульптура готики Готика Готика - период расцвета монументальной скульптуры, в ней возрастает значение статуарной пластики, в рельефе появляется тяга.
пространство романских храмов украшалось настенными росписями фресками и скульптурными рельефами Внутреннее пространство романских храмов украшалось настенными.
Готический стиль в архитектуре Средневековья. Впервые средневековое искусство стали называть готикой в эпоху Возрождения потому, что людям тогда это искусство.
Реймский собор Сделал Лунёв Матвей. Реймский собор – классический образец готической архитектуры. Величественный памятник, где камень превратился в кружево.
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ Готика (от итал. gotico, буквально - готский, от названия германского племени готов), художественный стиль, период в развитии средневекового.
Западноевропейская архитектура, скульптура и живопись в X-XIV веках.
Реймский собор Сделал студент группы 15-СБ-СТ 5 Кривда Никита.
Романские и готические храмы Германии Сравнительный анализ.
Архитектура средневековья. Готический стиль. Готический храм – каменная книга средневековья.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Тип романской базилики апсиды (алтарные выступы); 2 - фронтон (завершение фасада); 3 - восточные башни; 4 - западная.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА Романский стиль Прокофьева Мария Семенова Алёна.
Скульптура Готики. Скульптура в соборе Святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге.
Транксрипт:

Западноевропейская скульптура в X-XIV веках

В средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы украшались барельефами и скульптурами изнутри и снаружи. Романский стиль не предполагал единых норм. Вход внутрь разделял земной и небесный мир, поэтому над ним часто изображали картину страшного суда. Наряду с религиозными сценами в романском стиле присутствуют сказочность и фантазия -барельефы изображают фантастические существа, не связанные с религией.

Скульптура романского стиля Особенностью романского изобразительного искусства стали орнаментальные изображения диковинных, полуфантастических существ. На капителях и у подножиях колонн, на окнах, рельефах дверей и стен запечатлены химеры (несуществующие животные), кентавры, ящеры и полуптицы. Дьявольские силы языческого происхождения со множеством голов, с рогами, копытами и хвостами, огромные львы, терзающие беспомощных ягнят, встречают прихожан уже у входа в храм. Бронзовые чудовища цепко держат в пасти ручки массивных дверей. Эти чудовища давали богатую пищу воображению средневекового человека, напоминая о грядущем возмездии засовершенные грехи Особенностью романского изобразительного искусства стали орнаментальные изображения диковинных, полуфантастических существ. На капителях и у подножиях колонн, на окнах, рельефах дверей и стен запечатлены химеры (несуществующие животные), кентавры, ящеры и полуптицы. Дьявольские силы языческого происхождения со множеством голов, с рогами, копытами и хвостами, огромные львы, терзающие беспомощных ягнят, встречают прихожан уже у входа в храм. Бронзовые чудовища цепко держат в пасти ручки массивных дверей. Эти чудовища давали богатую пищу воображению средневекового человека, напоминая о грядущем возмездии за совершенные грехи.

Химеры. Собор Нотр-Дам де Пари. Франция. Химеры. Собор Нотр-Дам де Пари. Франция. XII – XVI вв. XII – XVI вв.

Химеры. Собор Нотр- Дам де Пари. Франция. Химеры. Собор Нотр- Дам де Пари. Франция. XII – XVI вв. XII – XVI вв.

Демон, низвергнутый в ад. Рельеф капители колонны из собора в Отёне, Франция. Демон, низвергнутый в ад. Рельеф капители колонны из собора в Отёне, Франция.

Термин "романский стиль" был введён в начале XIX в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства ( Меровингское искусство, условное название искусства ряда областей Франции (главным образом северных и центральных), объединённых в 58 вв. государством Меровингов), культуры "Каролингского возрождения. Термин "романский стиль" был введён в начале XIX в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства ( Меровингское искусство, условное название искусства ряда областей Франции (главным образом северных и центральных), объединённых в 58 вв. государством Меровингов), культуры "Каролингского возрождения. ФранцииМеровинговФранцииМеровингов В конце XI - начале XII вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере - сосредоточенные на капителях колонны. В конце XI - начале XII вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере - сосредоточенные на капителях колонны.

В скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе ("Христос во славе", "страшный суд" и т. д.).

Христос. Скульптура собора в Шартре. Христос. Скульптура собора в Шартре гг. Франция гг. Франция.

Главной задачей средневековых художников стало украшение храмов, создание произведений, которые должны были отражать образы божественного мира и наставлять верующих на путь истинный. Библейские сюжеты сплошь покрывали стены и своды церквей.

В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа; повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа; повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. «Адам и Ева». Рельеф дверей Собор в Хильдесхейме.Адам и Ева». Рельеф дверей Собор в Хильдесхейме.

В романском рельефе появились композиции с человеческими фигурами различных масштабов, с причудливо изгибающимися искаженными формами и пропорциями, с напряженным ритмом движений. В романском рельефе появились композиции с человеческими фигурами различных масштабов, с причудливо изгибающимися искаженными формами и пропорциями, с напряженным ритмом движений.

«Страшный суд». Рельеф. Тимпан собора Св. Петра. 12 в. Муассак. Фрагмент «Страшный суд». Рельеф. Тимпан собора Св. Петра. 12 в. Муассак. Фрагмент

Фигуры выглядят естественно просто и реалистично. Наивные в своей первозданной красоте, они таят в себе нечто очень важное и невысказанное. Скупые жесты (руки по правилам нельзя отрывать от тела) удивительно разнообразны, лица оживлены индивидуальными чертами, в них передан мир глубоких душевных переживаний. Скульптурный рельеф церкви монастыря Сен - Пьер в Муссаке.

Фигуры в Шартрском соборе изображают античных ученых, даже одеты в подобия греческих хитонов, - но какие у них «плебейские», морщинистые лица крестьян и как они усердно гнут спины над своей работой. Скульптура собора в Шартре. 12 в.Франция.

Скульптура готики Из всех видов изобразительного искусства готики скульптуре принадлежит особое место. Она самым тесным образом связана с архитектурой. Религиозная тематика по- прежнему доминирует, но теперь она обращена к чувствам человека. Плачут, негодуют, смеются девы «разумные» и «неразумные» на северном портале собора в Магдебурге. Плачут, негодуют, смеются девы «разумные» и «неразумные» на северном портале собора в Магдебурге. «Дева неразумная». Собор в Магдебурге. Германия. XIII в. «Дева неразумная». Собор в Магдебурге. Германия. XIII в.

Главные черты готической скульптуры: Меняется художественная концепция: от абстрактного к явлениям реального мира; Меняется художественная концепция: от абстрактного к явлениям реального мира; Религиозная тематика сохраняет своё доминирующее положение. Меняются лишь образы, они наделяются чертами глубокой человечности; Религиозная тематика сохраняет своё доминирующее положение. Меняются лишь образы, они наделяются чертами глубокой человечности; Появляется и играет доминирующую роль круглая пластика, хотя рельеф существует так же; Появляется и играет доминирующую роль круглая пластика, хотя рельеф существует так же; Иконографическая программа расширяется. Иконографическая программа расширяется.

Удлиненность пропорций скульптур, симметричность форм – характерные черты готической скульптуры, но, по сравнению с пластикой романского стиля, она воспринимается более свободно. Центр тяжести тела перемещается на одну ногу, придавая фигурам естественность и непринужденность. Сквозь складки одежд угадываются очертания тела с присущим ему едва уловимым, скользящим движением. В стройной готической скульптуре, в сдержанности ее позы переданы достоинство человека, тонкость его чувств и личных переживаний. Удлиненность пропорций скульптур, симметричность форм – характерные черты готической скульптуры, но, по сравнению с пластикой романского стиля, она воспринимается более свободно. Центр тяжести тела перемещается на одну ногу, придавая фигурам естественность и непринужденность. Сквозь складки одежд угадываются очертания тела с присущим ему едва уловимым, скользящим движением. В стройной готической скульптуре, в сдержанности ее позы переданы достоинство человека, тонкость его чувств и личных переживаний. Мадонна с младенцем из Ломнички. Чехия. Дерево г. Мадонна с младенцем из Ломнички. Чехия. Дерево г.

Погруженные в задумчивость, торжественно-величавые, герои готической скульптуры во многом напоминают благородных средневековых рыцарей. Погруженные в задумчивость, торжественно-величавые, герои готической скульптуры во многом напоминают благородных средневековых рыцарей. Марбургский всадник. Марбургский всадник – 1250 гг. Национальный музей истории. Марбург, Германия – 1250 гг. Национальный музей истории. Марбург, Германия.

Статуи изображали не только чудеса, сотворенные Христом, но и его страдания. Основной мыслью готического искусства было очищение от греха и возвышение через страдание. СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА СОБОРА В ШАРТРЕ (ФРАНЦИЯ).

Так высятся они немой загадкой (сами себе и вечности сродни); (сами себе и вечности сродни); и лишь случайно под отвесной складкой проглянет жест, прямой, как и они, и лишь случайно под отвесной складкой проглянет жест, прямой, как и они, и сразу замирает, недвижим, и сразу замирает, недвижим, обогнанный столетьями на воле. обогнанный столетьями на воле. Их держат в равновесии консоли, Их держат в равновесии консоли, где целый мир, но он неведом им,- где целый мир, но он неведом им,- мир спутанный, без собственной опоры, мир спутанный, без собственной опоры, где атлет и зверь трясутся оба где атлет и зверь трясутся оба и, корчась никогда не сходят с мест. и, корчась никогда не сходят с мест. Э.М.Рильке. «Портал». Э.М.Рильке. «Портал».

Смиренно застыли в молитвенных позах перед фигурами Христа и Богоматери, чему-то загадочно улыбаясь, ангелы на западном фасаде собора в Реймсе во Франции. XII – XIV в. Франция. Cкульптура Реймского собора принадлежит к лучшим созданиям готического искусства. Количество скульптур огромно: это десятки тысяч рельефов и свободно стоящих фигур внутри и снаружи соборов.

Сцена Страшного суда в церкви Нерезе

СКУЛЬПТУРЫ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ И АНГЕЛА В СОБОРЕ В ШАРТРЕ

Огромное значение в творчестве придавалось образу Богоматери-Мадонны - в ней видели заступницу людей перед ее сыном Иисусом СКУЛЬПТУРА БОГОМАТЕРИ В СОБОРЕ В ШАРТРЕ

Среди статуй Реймсского собора есть несколько таких, которые относятся к подлинным шедеврам мировой скульптуры. Это прежде всего «Встреча Марии и Елизаветы» - будущей матери Христа и матери Иоанна Крестителя. Фигуры юной Марии и умудренной жизненным опытом Елизаветы образуют единую композицию, несмотря на то, что находятся в разных нишах и разделены колонкой, каждая погружена в свои мысли, думает о будущем предназначении. Среди статуй Реймсского собора есть несколько таких, которые относятся к подлинным шедеврам мировой скульптуры. Это прежде всего «Встреча Марии и Елизаветы» - будущей матери Христа и матери Иоанна Крестителя. Фигуры юной Марии и умудренной жизненным опытом Елизаветы образуют единую композицию, несмотря на то, что находятся в разных нишах и разделены колонкой, каждая погружена в свои мысли, думает о будущем предназначении.

Задумчивая улыбка чуть тронула губы Марии, робко прислушивающейся к зарождающейся в ней новой жизни. Мягкий овал девичьего лица Марии, грациозный наклон головы, маленькая брошь на груди, книга Священного Писания в руках – все эти детали создают один из самых пленительных и обаятельных образов в искусстве средневековой готики.

Скульптура «Благословляющий Христос» (соборе в городе Амьен, Франция). Скульптура «Благословляющий Христос» (соборе в городе Амьен, Франция).

Алтарную преграду - леттнер - украшают рельефы с изображением.

Скульптура в итерьере Шартрского собора. Скульптура в итерьере Шартрского собора.