Что такое древнерусская литература? Древнерусская литература- это русская литература первых веков её существования Древнерусская литература- это русская литература первых веков её существования (11-17 в.в.) (11-17 в.в.)
Летопись – историко- повествовательные произведения вв., содержание которых велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: "в лето …" - отсюда название - летопись. Летописцами, как правило, были монахи. Летопись – историко- повествовательные произведения вв., содержание которых велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: "в лето …" - отсюда название - летопись. Летописцами, как правило, были монахи. Возникновение древнерусской литературы
Тематика древних летописей: русская история; русская история; возникновение Руси; возникновение Руси; борьба с внешними врагами; борьба с внешними врагами; борьба князей за престол. борьба князей за престол.
Красная строка Древнерусские летописи написаны сплошным текстом без пробелов. Ярко оформлялась первая буква - её рисовали красной краской. Отсюда произошло выражение «с красной строки».
История возникновения: Древнерусская литература возникла примерно в 11в. и развивалась в течение семи веков. Зарождению литературы способствовало возникновение письменности. Письменность существовала задолго до принятия христианства на Руси (до 988 г.) После крещения Руси развитие письменности, а значит и литературы, пошло гораздо быстрее.
Периоды развития древнерусской литературы: Литература древнерусского государства ( вв.) Литература древнерусского государства ( вв.) Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-Восточной Руси (13-15вв.) Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-Восточной Руси (13-15вв.) Литература Русского централизованного государства (16- 17вв.) Литература Русского централизованного государства (16- 17вв.)
Литература древнерусского государства ( вв.) Повесть временных лет Повесть временных лет Слово о полку Игореве Слово о полку Игореве Поучение Владимира Мономаха Поучение Владимира Мономаха Моление Даниила Заточника Моление Даниила Заточника
Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо - Восточной Руси (13-15вв.) Житие А. Невского Житие А. Невского Задонщина Задонщина «Хождение за три моря»А.Никитина «Хождение за три моря»А.Никитина Сказание о Мамаевом побоище Сказание о Мамаевом побоище Письмо Епифания Премудрого Письмо Епифания Премудрого
Литература русского централизованного государства (16-17вв.) Повесть о Петре и Февронии Повесть о Петре и Февронии Послания Ивана Грозного Послания Ивана Грозного Житие протопопа Аввакума Житие протопопа Аввакума Повесть о Горе- Злосчастии Повесть о Горе- Злосчастии
Основные виды (жанры): 1. Летописание 2. Житие 3. Красноречие: а) поучение; б) слово 1. Летописание 2. Житие 3. Красноречие: а) поучение; б) слово
Отличительные черты: Книга была рукописная. Книга была рукописная. Автор в большинстве произведений отсутствовал. Автор в большинстве произведений отсутствовал. Литература делилась на 1) церковную и светскую 2) переводную и оригинальную Литература делилась на 1) церковную и светскую 2) переводную и оригинальную
-Ъ -Ы -Ь -Э -Ю -Я -А -Б -В -Г -Д -Е -Ё -Ж -З -И -Й -К -Л -М -Н -О -П -Р -С -Т -У -Ф -Х -Ц -Ч -Ш -Щ ГЛАГОЛИЦА
1Аз 1Аз Буки Буки 2Веди 2Веди глагол глагол 4Добро 4Добро 5Есть 5Есть Живете Живете 6Зело 6Зело 7Земля 7Земля 8Иже 8Иже 10И десятеричное 10И десятеричное 20Како 20Како 30Люди 30Люди 40Мыслете 40Мыслете 50Наш 50Наш 70Он 70Он 80Покой 80Покой 100Рцы 100Рцы 200Слово 200Слово 300Твердо 300Твердо 400Ук 400Ук 500Ферт 500Ферт кириллица 800Омега 800Омега 900Цы 900Цы 90Червь 90Червь Ша Ша Шта Шта Ер Ер Еры Еры Ерь Ерь Ять Ять Ю Ю Я Я Е йотированное Е йотированное Юс малый Юс малый Юс малый йотированный Юс малый йотированный Юс большой Юс большой Юс большой йотированный Юс большой йотированный 60Кси 60Кси 700Пси 700Пси 9Фита 9Фита Ижица Ижица
Протопоп АввакумКирилл и Мефодий
Новгородская первая летопись.
Второе послание царя Ивана Грозного Андрею Курбскому. Список XVII в. Второе послание царя Ивана Грозного Андрею Курбскому. Список XVII в.
Синайский патерик. Начальный лист с заставкой. Пергаменная рукопись XI-XII вв.
Лист с заставкой из анонимного печатного Евангелия (до 1564 г.)
Евангелие Евангелие (580 листов) Москва, конец XVI в. Переплет - Россия, XVIII в. Писец – Софроний. Бумага, дерево, кожа, темпера, серебро; полуустав, миниатюра, тиснение, золочение, резьба Книга в переплете: 35,0 х 22,5 х 10,5 см (580 листов) Москва, конец XVI в. Переплет - Россия, XVIII в. Писец – Софроний. Бумага, дерево, кожа, темпера, серебро; полуустав, миниатюра, тиснение, золочение, резьба Книга в переплете: 35,0 х 22,5 х 10,5 см
Библия Библия (648 листов) Печать - Москва, 1756 Переплет - Россия, XVIII в. Бумага, дерево, кожа, металл недрагоценный; печать, гравюра на меди, золотое и серебреное тиснение Книга в переплете: 39,7 х 27,6 х 13,0 см Происходит из Московского Вознесенского монастыря. (648 листов) Печать - Москва, 1756 Переплет - Россия, XVIII в. Бумага, дерево, кожа, металл недрагоценный; печать, гравюра на меди, золотое и серебреное тиснение Книга в переплете: 39,7 х 27,6 х 13,0 см Происходит из Московского Вознесенского монастыря.
Образ женщины в произведениях древнерусской литературы Образ женщины в произведениях древнерусской литературы встречается не столь часто. В соответствии с принципами создания человеческого характера в средневековье персонаж мог быть показан либо с положительной, либо только с отрицательной стороны. Героини древней книжности не стали исключением. С одной стороны, на страницах поучений, слов и посланий мы находим собирательный образ злой жены – сварливой и некрасивой (как у Даниила Заточника в XIII веке) или блудницы и любодеицы (как у митрополита Даниила в XVI веке). С другой стороны, русскими книжниками созданы высокие идеальные характеры женщин: это мудрая княгиня Ольга, поэтичная Ярославна, святая Феврония. Образ женщины в произведениях древнерусской литературы встречается не столь часто. В соответствии с принципами создания человеческого характера в средневековье персонаж мог быть показан либо с положительной, либо только с отрицательной стороны. Героини древней книжности не стали исключением. С одной стороны, на страницах поучений, слов и посланий мы находим собирательный образ злой жены – сварливой и некрасивой (как у Даниила Заточника в XIII веке) или блудницы и любодеицы (как у митрополита Даниила в XVI веке). С другой стороны, русскими книжниками созданы высокие идеальные характеры женщин: это мудрая княгиня Ольга, поэтичная Ярославна, святая Феврония.
Повесть временных лет Самая древняя летопись, дошедшая до нас, - «Повесть временных лет» (начало 12 века). Её автор - монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Слово «временных» означает минувших. Самая древняя летопись, дошедшая до нас, - «Повесть временных лет» (начало 12 века). Её автор - монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Слово «временных» означает минувших.
«Повесть временных лет» – наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII в. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.
«Откуда есть пошла земля Русская …». Так звучат первые строки «Повести временных лет». Рассказывая о жизни и деяниях князей, Нестор везде высказывает мысль о необходимости мира. Любовь к родине основная мысль повести. Лейтмотив «Не погубите землю отцов своих и дедов» постоянно звучит в «Повести...». Так звучат первые строки «Повести временных лет». Рассказывая о жизни и деяниях князей, Нестор везде высказывает мысль о необходимости мира. Любовь к родине основная мысль повести. Лейтмотив «Не погубите землю отцов своих и дедов» постоянно звучит в «Повести...».
Слово о полку Игореве Слово о полку Игореве является историческим памятником древнерусской литературы. Это величайшее произведение своего времени. Словом о полку Игореве нам с большой точностью передан образ Древней Руси. В него входят характеры русских людей, описания природы, мирного труда. Главным чувством, волновавшим автора Слова о полку Игореве, была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он - великий русский мыслительрисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет их смелость, доблесть, и трудолюбие стремлению князей к обособлению. Младшие дружинники, куряне им описаны как сведоми къмети, воины-богатыри черниговцы бес щитовъ съ засапожника кликомъ плъкы побеждають, звонячи въ прадеднюю славу. В Слове о полку Игореве описаны страдания простого народа от набегов половцев.Слово о полку Игореве является историческим памятником древнерусской литературы. Это величайшее произведение своего времени. Словом о полку Игореве нам с большой точностью передан образ Древней Руси. В него входят характеры русских людей, описания природы, мирного труда. Главным чувством, волновавшим автора Слова о полку Игореве, была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он - великий русский мыслительрисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет их смелость, доблесть, и трудолюбие стремлению князей к обособлению. Младшие дружинники, куряне им описаны как сведоми къмети, воины-богатыри черниговцы бес щитовъ съ засапожника кликомъ плъкы побеждають, звонячи въ прадеднюю славу. В Слове о полку Игореве описаны страдания простого народа от набегов половцев.
«Песнь о вещем Олеге» Эта летопись оказала колоссальное влияние не только на литературу, но и на всю нашу культуру. Например, «Песнь о вещем Олеге» написана А.С.Пушкиным после знакомства с книгой Нестора. Эта летопись оказала колоссальное влияние не только на литературу, но и на всю нашу культуру. Например, «Песнь о вещем Олеге» написана А.С.Пушкиным после знакомства с книгой Нестора.
Не знала древнерусская письменность и поэзии. Некоторые исследователи считают, что стихами написано «Слово о полку Игореве», но это мнение не общепринято. Фольклорные лирические песни существовали издревле, однако древнерусские книжники их не записывали. Ритмически организованные тексты исполнялись на богослужениях. Но это не были стихи в современном смысле слова: такие богослужебные тексты непременно пелись, а не читались. Вместо привычного ныне противопоставления «стихи – проза» в Древней Руси было другое: «текст поющийся – текст произносимый или читающийся». Книжная, литературная поэзия возникает, когда рождается интерес к слову, внимание к литературной форме: ритму и различным созвучиям в стихе, рифме. Поэзия как таковая появляется в Московской Руси лишь в XVII веке.
И составители житий и проповедей, и летописцы, и авторы исторических повестей неизменно обращаются к Библии: библейские события истолковываются как прообразы того, что происходит в настоящем. Повторяющиеся каждый год церковные праздники: рождество, смерть и воскресение Христа – были не просто воспоминанием о событиях земной жизни Спасителя, но таинственным и реальным повторением этих самых событий.
Древнерусские гусляры
Вывод: Загадочной и непостижимой кажется древнерусская литература для человека, впервые начинающего знакомиться с ней. Перед нами особый мир, дверь в который заперта, а ключ потерян.
Над презентацией работали : Над презентацией работали : Кочешкова Анастасия Захарова Кристина Тавитов Владимир Андрианов Андриан