Работу выполнил ученик МБОУ « Кракольской СОШ » ученик 9 класса Розов Евгений
Этот период ( конец XIX - начало XX века ) для развития культуры России в целом означал очень многое. Происходит подъём в литературе, архитектуре, живописи, музыке и др. Так же происходит значительный расцвет науки. В этот раз этот подъём отразился не только в культуре нашей страны, но и нашёл место за её пределами.
Страны Европы и Америки начинают переходить с паровых двигателей на двигатели внутреннего сгорания. Этому способствуют открытия в химии и металлургии. Именно русские ученые изобретают новые способы добычи нефти – главного сырья для современных двигателей. Хотя Россия всё ещё, в большинстве случаев, использует паровые двигатели.
Огромный вклад в развитие химии внёс Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907) К его заслугам относится создание периодического закона химических элементов. Книга Менделеева « Основы химии » была переведена почти на все европейские языки.
Изобретение более мощных двигателей сподвигнуло к созданию летательных аппаратов. Ещё в XVIII веке воздухоплавание имело место, но это были лишь дирижабли ( которые возникли в 1 половине 19– го века ) и монгольфьеры ( воздушные шары, аэростаты, летающие под действием теплого воздуха ).
В начале XX в. летающие аппараты приобрели мощные ( для того времени ) двигатели. В России создание моторной авиации способствовали такие инженеры, как Б. Г. Луцкой ( в 1910 г. работавший в Германии ), Игорь Иванович Сикорский, чьи знаменитые двух и четырёх моторные самолёты « Русский витязь » и « Илья Муромец » потрясали своим размером. Русский витязь Илья Муромец
У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полётов и определявших пути достижения этой цели.
Выдающийся ученый В. И. Вернадский получил мировую известность благодаря энциклопедическим трудам, послужившим основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство его идей осознаётся только теперь, когда мир находится на грани экологической катастрофы.
Государство увеличило свои расходы на народное образование с 1900 по 1915 гг. более чем в пять раз ! В период конца XIX, начала XX века было проведено множество реформ образования. Было введено всеобщее начальное образование. Церковно - приходская школа в Сормове. Архит. П. Малиновский.
Выросло число земских училищ. В 1904 г. Их было 20,7 тыс. а в 1914 г. – 28,2 тыс. В 1900 г. В начальных школах Министерства народного просвещения обучалось более 2,5 млн. учащихся, а в 1914 г.- уже около 6 млн.
Выпускникам реальных училищ было дано право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи экзамена по латинскому языку – на физико - математические факультеты университетов. ( Отсюда и объяснение столь большого числа открытий в этой области ). В Гимназиях увеличилось количество часов, отводимых на изучение предметов естественно - математического цикла.
По инициативе предпринимателей создавались коммерческие 7-8- летние училища, которые давали общеобразовательную и специальную подготовку. В них, в отличие от гимназии и реальных училищ, было введено совместное обучение юношей и девушек.
В 1913 г. в 250 коммерческих училищах, находившихся под покровительством торгово - промышленного капитала, обучалось 55 тыс. человек, в том числе 10 тыс. девушек. Возросло количество средних специальных учебных заведений : промышленных, технических, железнодорожных и др.
На просвещение тратилось 43 коп. на душу населения, в то время как в Англии и Германии - около 4 руб., в США – 7 руб. ( в переводе на наши деньги )
В общем, ситуация с течением времени менялась в лучшую для развития науки в России сторону. И тяжелое политическое и социальное положение в стране не помешало этому рывку вперёд. Наконец образованию, а значит и науке было уделено достаточное внимание со стороны правительства !