«Есть три эпохи у воспоминаний» А.А. Ахматова Автор: Воеводина Юлия, ученица 11 класса В, МОУ СОШ 33, города Комсомольска-на-Амуре
Цель : рассмотреть события истории России, повлиявшие на судьбу А.А. Ахматовой и отразившиеся в её творчестве.
Краткая автобиография А.А. Ахматовой Из воспоминаний А.А.Ахматовой. «Я родилась 11(23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет.» «Семья бала большая: мать Инна Эразмовна ( ), отец Андрей Антонович ( ), сестры Ирина ( ), Инна ( ), Ия ( ), братья Андрей ( ) и Виктор ( ).» «Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет.» «Училась я в Царскосельской женской гимназии…»
«В 1907 году окончила Фундуклеевскую гимназию (в Киеве).» «В 1910 (25 апреля старого стиля) я вышла замуж за Н.С. Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж.» «В 1912 году вышел мой первый сборник стихов – «Вечер». «Первого октября 1912 года родился мой единственный сын Лев.» Умерла А.А. Ахматова 5 марта 1966 году под Москвой, похоронена в Комарово, около Санкт-Петербурга.
«Есть три эпохи у воспоминаний», - сказала однажды Ахматова в одном из стихотворений. Случайно или нет, но и сама жизнь поэтессы, её долгая и драматичная творческая судьба тоже располагается примерно в трех различных биографических кругах.
Война и революция ( ) «В сущности, - как-то заметила Ахматова, - никто не знает, в какую эпоху он живет. Так и мы не знали в начале десятых годов, что жили накануне первой европейской войны и Октябрьской революции». «10-й год – год кризиса символизма, смерти Льва Толстого и Комиссаржевской – год Китайской революции, изменивший лицо Азии, и год блоковских записных книжек, полных предчувствий…» Это время Стравинского и Блока, Анны Павловой и Скрябина, Ростовцева и Шаляпина, Мейерхольда и Дягилева»… Начало 10-х годов было отмечено в судьбе Ахматовой важными событиями: она вышла замуж за Николая Гумилева, обрела дружбу с художником Амадео Модильяни и выпустила первую книгу – «Вечер», принесшую ей мгновенную славу.
Сразу после революции и вплоть примерно до начала 30-х годов Ахматова переживала внутренне замкнутый и невидный для читателя творческий процесс, достаточно к тому же болезненный ввиду неприятия ее тогдашними официальными правительственными и литературными кругами. В 30-е годы, отмеченные исключительно напряженностью творчества, она по-прежнему оставалась неведомой для читателя и потому как бы исчезнувшей из читательского и литературного мира. Вот почему 20-е и 30-е годы можно, при всей разнице между тем и другим десятилетием, все же отнести с известной долей условности к более или менее сходному «второму кругу» ее жизни и творчества.
30-е годы оказались для Ахматовой порой наиболее тяжких в её жизни испытаний. Она оказалась свидетелем не только развязанной фашизмом второй мировой войны, вскоре перешедшей и на землю ее Родины, но и другой, не менее страшной войны, которую повели Сталин и его приспешники с собственным народом. Чудовищные репрессии 30-ых годов, обрушившиеся едва ли не на всех друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили и ее семейный очаг: вначале был арестован и сослан сын, студент Ленинградского университета, а затем и муж – Н.Н. Пунин. В глазах властей она была человеком крайне неблагонадежным: женой, хотя и разведенной, «контрреволюционера» Н. Гумилева, расстрелянного в 1921 году, матерью арестованного «заговорщика» Льва Гумилева и, наконец, женой (правда, тоже разведенной) заключенного Н. Пунина.
Великая Отечественная война советского народа, которую он вел на протяжении четырех долгих лет с германским фашизмом, отстаивая как независимость своей Родины, так и существование всего цивилизованного мира, явилась новым этапом и в развитии советской литературы. Судьба Ахматовой в это время по-прежнему складывалась тяжело – вторично арестованный сын находился в заключении, хлопоты по его освобождению ни к чему не приводили. Известная надежда на облегчение жизни возникла перед 1940 годом, когда ей было разрешено собрать и издать книгу избранных произведений. Но Ахматова не могла включить в нее ни одного из стихотворений, впрямую касавшихся тягостных событий тех лет. Между тем творческий подъем продолжал быть очень высоким, и, по словам Ахматовой, стихи шли сплошным потокам, «наступая на пятки друг другу, торопясь и задыхаясь…»
При всей общечеловечности и вечности самого чувства, оно всегда инструментовано у Ахматовой с помощью звучащих голосов конкретного времени: интонации, жесты, синтаксис, словарь все говорит нам об определенных людях определенного дня и часа. Эта художническая точность в передаче самого воздуха времени, бывшая первоначально природным свойством таланта, затем, на протяжении, долгих десятилетий, целенаправленно и трудолюбиво отшлифовывалась до степени того подлинного, сознательного историзма, который поражает всех читающих и как бы заново открывающих для себя позднюю Ахматову автора «Поэмы без героя» и многих других стихов, воссоздающих и со свободной точностью перемежающих различные исторические эпохи. Поэзия Ахматовой неотъемлемая часть современной русской, советской и мировой культуры.