Словосочетание Подготовила: Мингазова Р.З., учитель русского языка и литературы, МОУ-СОШ 7
Что изучает синтаксис? Предметом изучения синтаксиса является словосочетание и предложение
Что такое словосочетание? Это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически
Какие способы связи слов в словосочетаниях вам известны? согласование управление примыкание
Согласование Это способ связи, при котором главное и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже Примеры: антоновские яблоки, третье тысячелетие, первый ученик
Управление Способ связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже Примеры: примирять противников, надеяться на лучшее, увлекаться спортом
Примыкание Способ связи, при котором главное и зависимое слова связаны только по смыслу Примеры: говорить наобум, приехал стажироваться, шла пританцовывая
Выберете из данных примеров только словосочетания Последний звонок, около дома, решать задачу, действовать решительно, бегущая строка, подключение к сети, кто следующий, скоро зима
Почему не являются словосочетаниями некоторые примеры? Около дома (это существительное с предлогом) Кто следующий, скоро зима (это грамматические основы)
Назовите способ связи в остальных примерах Проверьте себя: Последний звонок, бегущая строка – согласование Решать задачу, подключение к сети – управление Действовать решительно, очень хорошо, читать лежа – примыкание
Какие грамматические значения могут иметь словосочетания? Если главное слово обозначает предмет, а зависимое – его признак и отвечает на вопросы какой? чей?, то … ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ
Какие грамматические значения могут иметь словосочетания? Если главное слово обозначает действие или признак, а зависимое – признак этого действия или признака и отвечает на вопросы как? в какой степени? где? куда? когда? как долго? почему? и др., то.. ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННОЕ
Какие грамматические значения могут иметь словосочетания? Если главное слово обозначает действие или признак, а зависимое – предмет, на который направлено это действие или признак, отвечает на вопросы косвенных падежей, то… ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
Определите грамматические значения словосочетаний: шарф в клетку, жить на даче, солнечный день, восхищаться талантом, внимательный к людям, мокрый от дождя, наш класс, летать высоко, читать книгу, очень строгий
Проверьте себя Определительное значение: шарф в клетку, солнечный день, наш класс Обстоятельственное значение: жить на даче, мокрый от дождя, летать высоко, очень строгий Дополнительное значение: восхищаться талантом, внимательный к людям, читать книгу
Какие словосочетания называются синонимичными? Словосочетания разные по строению, но сходные по грамматическому и лексическому значению Например: дверь на балкон – балконная дверь, дом из кирпича – кирпичный дом
Подберите синонимичные словосочетания к следующим: Нора лисы, хрустальная ваза, ткань в полоску, клетчатый шарф, платок бабушки, подарок мамы
В чем особенность словосочетаний хочу отдохнуть надо отметить можно сказать? Составьте и запишите предложения с этими словосочетаниями, выделите в них грамматические основы
Подобные сочетания являются неделимыми, они являются одним членом предложения В каникулы я хочу отдохнуть на даче. Наиболее трудные правила надо отметить в тетради. Другу можно сказать все.
Обобщим все, о чем говорили на уроке: Что такое словосочетание? Какие виды связи слов в словосочетаниях мы знаем? Какие грамматические значения имеют словосочетания? Какие словосочетания называются синонимичными?
Домашнее задание: § ___ упражнение___