«Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития речи дошкольников»
Цель: создание системы методической работы с использованием индивидуального и дифференцированного подхода к педагогам, обеспечивающей повышение профессиональной компетентности воспитателей по вопросам развития речи дошкольников Задачи: на основе изучения научно-педагогической литературы определить основные признаки профессиональной компетентности воспитателей по вопросам развития речи дошкольников; создать инструментальное обеспечение оценки уровня профессиональной компетентности каждого педагога по вопросам речевого развития детей; определить содержание методической работы по данному направлению.
Объект исследования- система методической работы по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов. Предмет исследования –профессиональная компетентность воспитателей по вопросам развития речи дошкольников. Гипотеза исследования- методическая работа будет обеспечивать более эффективное повышение профессиональной компетентности воспитателей по вопросам развития речи дошкольников при соблюдении следующих условий: -достаточной информированности руководителей структурных подразделений по данному вопросу; -при изучении уровня профессиональной подготовленности педагогов к организации речевой работы с детьми; -организации методической работы, основанной на принципе дифференциации; -активной позиции самих педагогов.
Профессиональная педагогическая компетентность Профессиональная педагогическая компетентность «Компетентность - мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определённого социально - профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличии от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности. Умение учиться, логически мыслить, отбирать и использовать информацию». Е.С.Рапацевич « Педагогика. Большая современная энциклопедия» «Компетентность - степень выраженности присущего человеку профессионального опыта в рамках круга вопросов (полномочий), соответствующих конкретной должности, 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем- либо, высказывать веское авторитетное мнение, 3) качество личности профессионала». Н.А. Виноградов, Н.В.Микляева «Дошкольное образование. Словарь терминов» интегративное свойство личности педагога, характеризующее его осведомлённость в психолого- педагогической области знаний, профессиональные умения и навыки, личностный опыт». «Компетентность - интегративное свойство личности педагога, характеризующее его осведомлённость в психолого- педагогической области знаний, профессиональные умения и навыки, личностный опыт».
Кадры решают всё
Модель системы повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ
Cоставляющие профессиональной компетентности педагогов по вопросам речевого развития дошкольников. Научная подготовленность Методическая подготовленность Профессиональные умения и навыки -информативность о теоретических основах речевого развития детей дошкольного возраста. - знание содержания методов, приёмов обучения, методики развития речи; -информированность о формах работы по развитию речи; -информированность о средствах обучения детей родному языку. - культура речи педагога; - коммуникативные навыки; - гностические навыки; - конструктивные навыки; - проектировочные навыки; - организационные умения.
1 воспитателей2 группа воспитателей3 группа воспитателей Начинающие молодые воспитатели, знакомящиеся с профессией и адаптирующиеся в ней, имеющие критический уровень профессиональной компетентности по вопросам развития речи дошкольников Педагоги, имеющие опыт работы, осознающие свои слабые и сильные стороны, совершенствующие свои умения, имеющие достаточный уровень методической и профессиональной подготовленности и критический уровень научной подготовленности по вопросам развития речи дошкольников Педагоги с достаточным опытом работы, владеющие профессией, у которых выработан стиль профессиональной деятельности, имеющие оптимальный уровень методической и профессиональной подготовленности и достаточный уровень научной подготовленности по вопросам развития речи дошкольников Основные задачи: - предупредить в процессе адаптации разочарования и конфликты; - поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя. Основные задачи: - помочь педагогу в осмыслении своих ресурсов и ограничений; - определить методы совершенствования профессионального мастерства. Основные задачи: - формировать способность к восприятию нового; - развивать творческий потенциал; - мягчить «синдром сгорания». Методы психологического сопровождения: - видеотренинги профессионально- педагогического общения; - посещение занятий психологом с последующим обсуждением Методы психологического сопровождения: - тренинг личностного роста; - индивидуально- консультативная помощь. Методы психологического сопровождения: - коммуникативные и рефлексивные тренинги; - озвучивание уникальных моментов педагогической биографии воспитателей на общих собраниях.
Модель системы повышения профессиональной компетентности педагогов Мониторинг качества профессионально- личностных способностей Дифференциация педагогов по степени профессионального мастерства Подбор форм методической работы фронтальныеподгрупповыеиндивидуальные -курсы повышения квалификации; -педсоветы; - семинары; - педчасы; - консультации; -смотры –конкурсы; -деловые игры; -тренинги; - открытые занятия. -МО воспитателей; -Школа молодого педагога; -ПМПк; -аттестационная комиссия; - обмен опытом. -обучение в учебных заведениях; - аттестация; - обобщение опыта работы; - самообразование; - выступление перед аудиторией.
Критерии эффективности методической работы ( по Ю.К.Бабанскому) результативность методической работы рациональная затрата времени, экономичность методической работы стимулирующая роль методической работы Критерий можно считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребёнка или приближаясь к нему, за отведённое время без перегрузки детей. Критерий достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование. Критерий заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического климата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворение результатами своего труда.
Аттестация педагогов
Усвоение программы детьми по речевому развитию Усвоение программы детьми по речевому развитию
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !