Самый грандиозный московский памятник в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. - символ русского патриотизма. Памятник истории русской скульптуры и литейного искусства - первый и единственный в Москве памятник архитектуры арочного типа. Кутузовский проспект Построена в гг. – у Тверской заставы (площадь Смоленского ныне Белорусского вокзала ) Восстановлена в 1968 г на Кутузовском проспекте, площади Победы Архитектор И.О.Бове Скульпторы И.П.Витали, И.Т.Тимофеев ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА
В России со времен Петра I было принято встречать возвращающиеся из дальних походов победоносные войска пышными церемониями. В Москву воины вступали через специально построенные триумфальные ворота (или арки) под ликующие крики горожан и звуки торжественных маршей. Войска Александра 1, покорившие Наполеона, вернувшись из похода, также вошли через Триумфальную арку, специально построенную в честь этого события у Тверской заставы в 1814 г.. Первоначально она была деревянной. К сожалению ни описания, ни изображения ее не сохранилось.
Ф.Бенуа. Триумфальные ворота г. Хорошо видны здания кордегардий, стоявших по бокам от Триумфальных ворот. В вместо деревянных были построены новые Триумфальные ворота - 28-метровая однопролётная "римская" арка из кирпича с белокаменной облицовкой, 12-ю колоннами, статуями русских воинов и "Колесницей Славы" из чугуна наверху. На некотором расстоянии от парадной въездной арки, по обеим сторонам от Б. Тверской-Ямской улицы, были построены 2 кордегардии (караульных помещения).
У Тверской заставы Триумфальные ворота простояли 102 года. В 1936 г. площадь у Белорусского вокзала было решено перепланировать, и Триумфальную арку разобрали. Более 30 лет скульптурное убранство арки хранилось в Донском монастыре. Триумфальные ворота на площади Тверской заставы. Фотографии начала XX века
6 ноября 1968 года замечательное творение Бове обрело вторую жизнь. Триумфальные ворота были восстановлены и заняли нынешнее место – в центре Кутузовского проспекта у Поклонной горы. Ворота воссоздали из монолитного бетона (они были сделаны из кирпича).Белокаменная облицовка цоколя заменена гранитной, а облицовка стен резными белокаменными блоками выполнена из крымского известняка. Теперь триумфальная арка ставилась не как проезжие ворота, а как монумент воинской славы
Основу памятника составляет однопролётная арка с шестью парами свободно стоящих 12- метровых чугунных колон пышного коринфского ордера, расположенных вокруг двух арочных опор- пилонов. Верхняя часть пролета арки.
Между каждой парой колон, в образованных ими нишах, на высоких постаментах размещены мощные литые фигуры воинов с с сердцевидными щитами и длинными копьями, в древнерусских кольчугах и островерхих шлемах, с наброшенными на плечи плащами в виде римских мантий. Ритмичные, несколько искусственные позы воинов, их тесные, римского типа туники - дань господствовавшему в начале XIX века классическому образу
Над фигурами воинов, в верхней части пилонов, укреплены искусно выполненные, изящные, полные динамизма горельефы.
Горельеф «Изгнание галлов из Москвы» ( «Побитие двунадесяти языков») Скульптор И.Т.Тимофеев. На горельефе изображен рукопашный бой на фоне зубчатой кремлёвской стены: Неудержимо надвигающиеся справа плотными рядами русские воины в античных доспехах теснят врага, войско которого бежит, бросая оружие. На переднем плане русский воин. Левой рукой он держит круглый щит с гербом России. Взмахом правой он занёс меч над поверженным врагом. В словно ожившей на рельефе фигуре русского воина воплощена мощь народов России, поднявшихся на борьбу с завоевателем Выразительно исполнена и фигура убитого неприятельского воина с обнажённой грудью. Горельеф исполнен с большим патриотическим чувством, страстностью и глубокой жизненностью рисунка.
Горельеф – «Освобожденная Москва» - выполнен в более спокойной манере. Полулежащая русская красавица, опирающая левой рукой на щит с древним московским гербом, на котором изображен святой Георгий Победоносец, поражающий дракона, правую руку протягивает императору Александру I, одетому богатое платье римского цезаря.. Эти центральные фигуры окружены изображениями Геракла с палицей на правом плече, Минервы, старца, женщины и юноши. Фоном для них служит зубчатая стена Московского Кремля. Горельеф «Освобожденная Москва» Скульптор И.Т.Тимофеев.
В центре аттика, над проезжей частью, по обеим сторонам арки помещены мемориальные доски с надписями. Та из них, что смотрит на город, составлена из слов М.И. Кутузова, обращенных в 1812 году к русским воинам: «Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем». Фельдмаршал М.И.Кутузов
Под сводом арки с противоположной стороны памятная доска с надписью, повторяющей текст закладной доски: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков»
Традиционные фигуры трубящих о победе Слав парят в простенках над изгибами арки. А по всему периметру сильно выступающего карниза помещены гербы административных районов России, население которых участвовало в борьбе с агрессором. Венчают арку статуи Победы, помещённые над карнизами. У ног Побед сложены военные трофеи. В руках богинь венки и скипетры как символы властвующей победы.
На самой вершине монументы находится Колесница Славы.. Словно летящая над аттиком. Шестерка коней, выступая мерным шагом, влечет колесницу. В колеснице гордо стоит крылатая богиня Победы. Высоко поднятым в правой руке лавровым венком она венчает победителей
«Россия должна торжественно вспоминать о великих событиях Двенадцатого года!» писал В. Г. Белинский. Триумфальная арка на площади Победы лучшее тому подтверждение