Конституция РФ Я требую, чтобы государство защитило не только меня, но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу – и мою собственную, и всех окружающих людей. Карл Поппер
План урока На пути к конституции. Закон высшей юридической силы.
Понятия Конституция Ценности Закон Право Разделение властей Неотъемлемые права человека Политический экстремизм
В отличие от остальных законов конституция: а) закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти; б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства; в) обладает высшей юридической силой; г) отличается стабильностью; д) характеризуется особым порядком принятия и изменения.
Основная часть Глава 1. «Основы конституционного строя» (закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй России). Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина» (устанавливает общие принципы правового положения личности в нашей стране, закрепляет ее основные права, свободы и обязанности, а также общие юридические гарантии этих прав и свобод). Глава 3. «Федеративное устройство» (определяет территорию и состав России как федеративного государства, предметы ведения РФ и субъектов РФ, закрепляет правовой статус субъектов федерации). Глава 4. «Президент РФ» (определяет полномочия президента как главы российского государства).
Глава 5. «Федеральное собрание» (высший представительный и законодательный орган в стране). Глава 6. «Правительство» (высший исполнительный орган). Глава 7. «Судебная власть» (устанавливает основополагающие принципы отправления правосудия и основы организации судебной системы и органов прокуратуры). Глава 8. «Местное самоуправление» (устанавливает основополагающие принципы организации местного самоуправления). Глава 9. «Порядок изменения Конституции» (определяется порядок изменения Конституции, внесение в нее поправок или коренной ее пересмотр).
Групповая работа по Конституции РФ I группа изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и составляет схему «Классификация основных прав и свобод». II группа изучает главу 3 «Федеративное устройство» и заполняет схему «Типы субъектов РФ». III группа изучает главу 4 «Президент РФ» и составляет кластер «Полномочия президента». IV группа изучает главу 5 «Федеральное собрание» и, составив схему, объясняет другим группам назначение, структуру и полномочия Федерального собрания. V группа изучает главу 6 «Правительство РФ», записывает полномочия Правительства. VI группа изучает главу 7 «Судебная власть», составляет схему «Полномочия судов РФ» и схему «Стадии законодательного процесса».