Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза, Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь. Вся комната напоена Истомой сладкое лекарство! Такое.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Осип Эмильевич МАНДЕЛЬШТАМ ( ). Я рожден в ночь с второго на третье Января в девяносто одном Ненадежном году – и столетья Окружают меня огнем.
Advertisements

1 Душа, рожденная любить… «Не самозванка – я пришла домой…» Анализ стихотворения Марины Цветаевой Урок -исследование в 11 классе.
Мое восприятие творчества Марины Цветаевой. Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как.
Смирнова Марина Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 города Мирного Архангельской области.
А.С. Пушкин ЛИРИКА Работу выполнила Корочкова Юлия.
Тема: «Мир природы в лирике С.Есенина». Выполнила: Монгуш Е.М.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Анализ поэтического текста Ф.И.Тютчева «Я встретил вас..» Любовь, любовь – гласит преданье- Союз души с душой родной Ф.И.Тютчев.
Обучение созданию рецензии на поэтический текст (презентация к уроку литературы в 9 классе)
Из опыта работы учителя в логике мыследеятельностного подхода на уроках литературы Глухова Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы ЛГ.
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
Весенние этюды. Этюд Музыкальный этюд – рисование образа с помощью музыкальных звуков Живописный этюд- рисование образа красками - Поэтический этюд Рисование.
Субъект высказывания в лирическом произведении художественный двойник автора- поэта Лирический герой.
1 «Хочу добра всем!». Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. 3.
Марина Цветаева занимает особую нишу в русской поэзии. Ее лирика интеллектуальна, грустна и очень красива. Стихи Цветаевой волнуют наши сердца, будят.
Презентация по литературе Ученицы 9 «Б» класса Бургановой Гузели.
Мир природы в русской литературе Подготовила ученица 6 «А» класса Бойко Светлана.
Творческое название: Гонимый миром странник…. Автор: Степанова Н. В., учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ» Вейделевского района Белгородской.
Я – импрессия Гогена… (Лирическая героиня Венены Петровской) Выполнила: Кашафутдинова Елена студентка 11группы; Руководитель: Терехина Наталья Валентиновна.
« Здесь духа мощного господство …» Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета.
Транксрипт:

Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза, Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь. Вся комната напоена Истомой сладкое лекарство! Такое маленькое царство Так много поглотило сна. Немного красного вина, Немного солнечного мая И, тоненький бисквит ломая, Тончайших пальцев белизна.

Продолжить фразу: «Стихи пишутся так…», учитывая опыт составления текстов о разбитой вазе.

Написать групповую работу (2-3 предложения, близкие к афоризму), продолжая ту же фразу: «Стихи пишутся так…»

1. В группах проанализируйте стихотворения с точки зрения: - функции образа ласточки, - звуковой организации. 2. Определите и сформулируйте, в чем отличие поэзии XVIII, XIX и XX веков, сравнив стихотворения ?, ? и стихотворение О. Мандельштама.

Стихотворение Г. Р. Державина «Ласточка» ТемаКартинный план Партитура чувств 1. Невинный полет «милосизой птички» «На зыбком лазуре бездонном тенью мелькаешь своей» Радость, умиление. 2. «Но видишь там всю ты вселенну» «Там рощи в одежде зеленой, там нивы в венце золотом» Восхищение таинством природы 3. Возвращение в мир через смерть «Встанешь от смертного сна» Удивление 4. Ласточка – душа«Душа моя, гостья ты мира!» + надежда

Приметы поэтического языка ХVIII века: 1. Многочисленные усечения (невидимы, вселенна, позлащенна и др.); 2. Старославянизмы (простряся, зришь, сребро, зеницы и др.); 3. Просторечные формы слов, которые только у Державина попадаются рядом с высокой лексикой (лазурь в м.р. – туды и сюды); 4. Заимствованные слова, характерные для того времени, которые впоследствии использовались только в целях стилизации (понт); 5. Незвуковые рифмы, от которых отказались уже поэты пушкинской поры (ласточка – касаточка, водном – бездонном, черный - подземный); 6. Неупотребление «ё» (зарей – твоей, вселенну - позлащенну); 7. Перенасыщенность спондеями, что затрудняет чтение («Там гнутся с утеса в понт воды», «Там холм, синий лес отдаленный…»); 8. Перенос ударений (придет); 9. Не слишком ловкая инверсия («В чешуйчатом флот там сребре…»); 10. Выдуманное аллегорическое имя возлюбленной (Пленира), которое могло принадлежать только Державину, - так он называл первую жену. 11. Значительные перебои размера (сначала дактиль, затем амфибрахий, перебиваемый двумя строчками, похожими на дольник и тактовик сразу), характерные именно для Державина.

ЛАСТОЧКА милосизая птичка гостья мира жизнь смерть душа

Вывод: Мы видим ряд черт поэтического языка XVIII века и ряд черт, присущих только поэзии Г.Р. Державина. Структура стихотворения Г.Р. Державина кажется рациональной, хотя свои ритмические ходы поэт находит уже исключительно интуитивно.

Стихотворение А. Фета «Ласточка». 1. «Природы тайный соглядатай» 1. Удовлетворение от возможности следить за «ласточкой стрельчатой» 2. «Мольниевидное крыло» – «гладь стекла» 2. Стремительность полета ласточки противопоставлена малоподвижной природе «стихии чуждой» 3. «Вдохновение человеческого Я» 3. Неуловимость творческой идеи. 4. Стихия «чуждая, запредельная» 4. Смертельная опасность творчества. ЛАСТОЧКАЛАСТОЧКА

Вывод: А. Фет пишет о смертельной опасности творчества, это делает его средним звеном цепи, связывающей Г.Р. Державина и О.Э. Мандельштама. Человек не творец, а «соглядатай», наблюдатель, но вдохновение (то, что вдохнули, т.е. нечто постороннее по отношению к нему) заставляет его вступать на путь творчества, чреватый многими опасностями и не обещающий побед. Структура стихотворения у А. Фета кажется рациональной, как у Г.Р. Державина, но образная система уже просчитывается с трудом.

ЛАСТОЧКА символ природысимвол «стихии чуждой» символ «дерзновения» символ автора («сосуд скудельный») вдохновение

Стихотворение О. Мандельштама « Ласточка » 1. «Слепая ласточка»1. Возвращающаяся в небытие и возникающая из небытия. 2. «Бессмертник не цветет» 2. Беспамятствует слово, обескровленное слово. 3. Безумная Антигона, мертвая ласточка. 3. Слово неподвластно памяти, им невозможно управлять. 4. Рыдание Аонид.4. Тайна творчества. Слово начинает рождаться. Саморазвитие неконтролируемого образа – одна из черт литературы XX века. ЛАСТОЧКАЛАСТОЧКА 5. «Звук в персты прольется» 6. «Все не о том прозрачная твердит…» 5. Страстное желание зафиксировать своё ощущение на бумаге. 6. Образ упущен – мимолетное ощущение вдохновения, не воплощенное в образе.

Вывод: Титаническая попытка О.Мандельштама поймать ускользающее слово, превращенное в стихотворение, очень напоминает прустовские поиски в романе «В сторону Свана». Ласточка О. Мандельштама становится аналогом знаменитого кусочка бисквита, размоченного в чае. Опора на активную работу подсознания, большое доверие к нему, установление контактов с ним – вот методика творчества XX века.

Синквейн (по творчеству О. Мандельштама) Лирический герой О. Мандельштама - сложный, страдающий - учит любить жизнь - ненавидит насилие и произвол - размышляет о судьбах поэзии - вызывает чувство благодарности - «поэтическое сердце России»

Мысль человеческая летит через века, зажигая душу поэта, рождая вдохновение, и итогом этого становится творчество…