УРОК-ПРАКТИКУМ В ФОРМЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ "КОРРЕКТОР" (использование ИКТ и технологии проблемного обучения: «Школа социализации» Ж.П.Левитеса) Из опыта работы учителя русского языка и литературы Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ "Сосновская СОШ" Азовского ННМР Омской области Григорьевой Надежды Андреевны Григорьевой Надежды Андреевны 6 класс
Имя существительное
Цели: 1) воспитание вежливости, культуры речевого поведения; 2) формирование у школьников орфографической и пунктуационной зоркости; совершенствование правописных навыков; 3) итоговое повторение по теме «Имя существительное».
В жизни очень многим людям приходится доверять свои мысли бумаге. Школьнику, пишущему сочинение, ученому, описывающему какое - либо исследование, открытие. Благодаря умению писать, правильно излагать мысли, различные события, мы получаем информацию и сохраняем её для будущих поколений. И горько подумать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут нарушить смысл. "До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство - точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твёрдых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность", - так пишет в книге "У слова стоя на часах" Олег Рисс-корректор по профессии.
Словарная работа: корректор, корректура, корректировать, коррекция. 1) определить по словарю значение слов; 2) составить словосочетания с ними (корректный человек, увидел корректора)
Какими качествами должен обладать корректор ? Следовательно, основная цель урока… (продолжить предложение)
Проверка орфографической и пунктуационной зоркости (самостоятельная работа): 1.Самоконструкция (индивидуальное создание гипотезы: если корень раст-,то в корне перед –ст надо писать чередующуюся гласную а ….) а) сгруппируйте слова по орфограммам, объясните их написание. На окне стоит горшок, а в горшке растёт цветок, Посмотреть - не разберёшь: не растение, а ёж. б)Пред вами жалоба не очень грамотной девочки. Найти ошибки, исправить их, определить, какие орфограммы не усвоила девочка.
Жалоба. Дядя прашу тебя помаги Твоей плимяннице Оле, А то не будет её наги В этой пративной школе. Мне вчера за дектант на слова Учитель паставил два, А сам сказал, что маю работу Даже не смок прочитать. Попраси его дядя исправить двойку И паставить мне пять в) Проверьте работу. Помогите Ошибкину Пете получить пятерку. Светло и ярко солнце светит, Но загрустил Ошибкин Петя. Глядит мечтательно в тетрадь:- "вот если б получить мне « пять» ".
Социоконструкция (работа учащихся в группах) и «социализация» ( выступление ученика в группе) 1 группа. а) в слове дуб три звука: [д], [у], [бэ]. б) в предложении (Доброта приносит людям радость и взамен не требует награды) две грамматические основы, значит это предложение сложное. 2 группа: а) доброта - сущ., собств., одушевл., 2 скл., ж. р., ед. ч., первого спряжения. б) в предложении (От доброты приживаются цветы, рыбки, ёжики, птенцы.) грамматическая основа цветы приживаются, значит предложение простое, нераспространённое. 3 группа: а) объездщик, каменчик, сыночик, пальчика, не правда; неправда, а ложь, семяни. б) Словообразова- тельный анализ (разбор): разгрузить -груз - грузить.
Корректировка сочинения, афиширование, рефлексия по поводу групповой и коллективной деятельности Я участвовал в соревновании. Я шёл под пятым номером. На повороте я и Петров вырвались вперёд. Вдруг Петров упал. Петров подвернул ногу. "Кто - нибудь придут ему на помощь ", - подумал я.
Подведение итогов урока С какими трудностями вы столкнулись? Что получалось легко? Почему так трудно было корректировать текст? Вы готовы уже сегодня решить для себя: я буду корректором! Почему? Мы достигли поставленной цели? К какой группе вы отнесли бы себя сами: лидер, активный, пассивный, наблюдатель? А как считает группа?
Домашнее задание: сочинение – повествование с элементами рассуждения (откорректировать и продолжить сочинение, придумать заголовок; тема и содержание должны соответствовать друг другу).