Л.Петрушевская «Борьба и победа» (урок-мастерская) - рассказ о «правде жизни» - предполагает неоднозначность трактовки - нет анализа рассказа (мотивация – интерес) Цель урока (для учителя) - создание условий для формирования навыков самопознания, ценностных ориентаций, для приобретения обучающимися собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны произведения (осмысления философских и нравственных проблем, поднятых в рассказе «Борьба и победа»)
1 этап «Актуализация» «Индукция» - («наведение» - проблемная ситуация, вопрос) включение чувств, создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения
(УРОК - МАСТЕРСКАЯ)
Произведения Л.Петрушевской рассчитаны на серьёзного читателя. Она даёт примеры социальных конфликтов, «прозы жизни», заставляя читателя самостоятельно постигать противоречия реальности и искать выход (Г.И. Пушкарь «Типология и поэтизация женской прозы») Литература не прокуратура. Она призвана влиять на развитие Души читателя, который волен выбирать «карать или миловать» героя Л. Петрушевская
- активное столкновение противоположных интересов, деятельность, направленная на преодоление, уничтожение чего-либо - успех в борьбе за что-либо, преодоление чего-либо. (Академический словарь русского языка)
2 этап Формулировка - темы - целей урока - проблемного вопроса
За что? С кем? Как? Была ли победа? Над кем? В чём она заключалась?
3 этап «Самоконструкция» – индивидуальное создание гипотезы (решения проблемного вопроса) Отыскать, перечитать и проанализировать ключевые эпизоды рассказа, раскрывающие смысл названия произведения
(Бедовый, несчастный, невезучий человек)
«…всё, что надо было сделать, уже сделано…» Что было сделано ПобедаБедаМои чувства
«Реконструкция» (работа в парах) Какова цель борьбы героини? Ради кого она боролась? Достигнута ли цель? Благодарны ли ей собственные дети? В результате больше побед или бед? Почему?
Синонимы к слову Чувствует ли героиня победу? Успех Торжество Триумф Лавры
Борьба – созидательная функция, основа диалектического развития общества: синтез (единство) может быть достигнут только через внутреннюю работу человека - борьбу противоположностей и их снятие ( Философский словарь ) Формулировка первоначальной гипотезы. Так была ли победа?
«Жена осталась совершенно одна…» Любая жизненная ситуация может перейти в собственную противоположность… Можно ли эти слова отнести к героине рассказа?
Только ли близких людей лишилась героиня? Как изменилась её жизнь? Изменилась ли она сама? Уместно ли здесь говорить об антитезе? О чём свидетельствует факт, что на надгробной плите рядом с портретом мужа и его дочери и её собственный портрет?
Самая большая победа – это победа над собой… Относятся ли эти слова к героине? Пришло ли к ней осознание вины? Найдите ключевые фразы, подтверждающие ваше мнение. Что поняла героиня? Когда можно было остановиться и начать жить по- другому?
Окончательная формулировка гипотезы (индивидуально или в парах) В чём смысл названия рассказа? Как бы вы теперь его озаглавили? Какой вопрос можно поставить в качестве заглавия?
4 этап « Социоконструкция» – работа в группах по подготовке к выступлению- ответу на проблемный вопрос (создание группового интеллектуального продукта: устной защиты гипотезы) 5 этап «Социализация» – защита гипотез (вопросы, обсуждение)
6 этап «Разрыв» (прочувствование) Качества героини рассказа ПоложительныеОтрицательные
Домашнее задание (по выбору) Рецензия на рассказ Л.Петрушевской «Борьба и победа» Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста Эссе «Смысл жизни… В чём он?» Предложить эскиз обложки к рассказу или нарисовать к нему иллюстрации
Рефлексия Что было важно на уроке именно для тебя? Что тебе особенно понравилось, запомнилось в работе? Согласился ли ты с большинством в решении проблемного вопроса? Какие виды работы тебе особенно удались? Что было трудно? Задумался ли ты о себе?