Л.Петрушевская «Борьба и победа» (урок-мастерская) - рассказ о «правде жизни» - предполагает неоднозначность трактовки - нет анализа рассказа (мотивация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок литературы в 9 классе с использованием ТРКМЧП Прелести и горести первой любви (по рассказу И.С. Тургенева «Первая любовь») Е.П. Цирулькевич, учитель.
Advertisements

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Урок развития речи. Эссе. Письменное творчество 9 класс Педагогическая технология «Мастерская»
Методика французских мастерских. Французская мастерская Мастерская – синтетическая многомерная интегрированная рефлексивная образовательная технология.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ Основные идеи: - обращение к личности, ее саморазвитие - интегративная организация познавательного процесса - свободный творческий.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Технология «французских» мастерских как эффективный метод стимулирования и мотивации учащихся Методическое объединение Представляет учитель истории и обществознания.
Урок – мастерская творческого поиска А. Костюнин « Рукавичка» Выполнили: Арсланова Т.М. Стрельцова В.
Я готовлю мастер - класс. Педагогические мастерские 1. «Индукция» («наведение») создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств.
Написание эссе в 11 классе Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 603 Татьяна Николаевна Родионова.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА» Автор: Саввина Н. М., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 6» г. Сланцы.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения.
Можно ли чувствовать себя счастливым, не обладая большим богатством? Можно ли чувствовать себя счастливым, не обладая большим богатством? Все ли богатые.
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК: Ги де Мопассан и его новелла «ОЖЕРЕЛЬЕ» Автор: учитель русского языка и литературы МБОУСОШ станицы Луковской имени С.Г.Астанина Моздокского.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Маршалова Г.И. МОУ гимназия 1 г. Балашова РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ФОРМИРОВАНИИ УДД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Подготовила учитель начальных классов Абрамовских Г.Н.
Транксрипт:

Л.Петрушевская «Борьба и победа» (урок-мастерская) - рассказ о «правде жизни» - предполагает неоднозначность трактовки - нет анализа рассказа (мотивация – интерес) Цель урока (для учителя) - создание условий для формирования навыков самопознания, ценностных ориентаций, для приобретения обучающимися собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны произведения (осмысления философских и нравственных проблем, поднятых в рассказе «Борьба и победа»)

1 этап «Актуализация» «Индукция» - («наведение» - проблемная ситуация, вопрос) включение чувств, создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения

(УРОК - МАСТЕРСКАЯ)

Произведения Л.Петрушевской рассчитаны на серьёзного читателя. Она даёт примеры социальных конфликтов, «прозы жизни», заставляя читателя самостоятельно постигать противоречия реальности и искать выход (Г.И. Пушкарь «Типология и поэтизация женской прозы») Литература не прокуратура. Она призвана влиять на развитие Души читателя, который волен выбирать «карать или миловать» героя Л. Петрушевская

- активное столкновение противоположных интересов, деятельность, направленная на преодоление, уничтожение чего-либо - успех в борьбе за что-либо, преодоление чего-либо. (Академический словарь русского языка)

2 этап Формулировка - темы - целей урока - проблемного вопроса

За что? С кем? Как? Была ли победа? Над кем? В чём она заключалась?

3 этап «Самоконструкция» – индивидуальное создание гипотезы (решения проблемного вопроса) Отыскать, перечитать и проанализировать ключевые эпизоды рассказа, раскрывающие смысл названия произведения

(Бедовый, несчастный, невезучий человек)

«…всё, что надо было сделать, уже сделано…» Что было сделано ПобедаБедаМои чувства

«Реконструкция» (работа в парах) Какова цель борьбы героини? Ради кого она боролась? Достигнута ли цель? Благодарны ли ей собственные дети? В результате больше побед или бед? Почему?

Синонимы к слову Чувствует ли героиня победу? Успех Торжество Триумф Лавры

Борьба – созидательная функция, основа диалектического развития общества: синтез (единство) может быть достигнут только через внутреннюю работу человека - борьбу противоположностей и их снятие ( Философский словарь ) Формулировка первоначальной гипотезы. Так была ли победа?

«Жена осталась совершенно одна…» Любая жизненная ситуация может перейти в собственную противоположность… Можно ли эти слова отнести к героине рассказа?

Только ли близких людей лишилась героиня? Как изменилась её жизнь? Изменилась ли она сама? Уместно ли здесь говорить об антитезе? О чём свидетельствует факт, что на надгробной плите рядом с портретом мужа и его дочери и её собственный портрет?

Самая большая победа – это победа над собой… Относятся ли эти слова к героине? Пришло ли к ней осознание вины? Найдите ключевые фразы, подтверждающие ваше мнение. Что поняла героиня? Когда можно было остановиться и начать жить по- другому?

Окончательная формулировка гипотезы (индивидуально или в парах) В чём смысл названия рассказа? Как бы вы теперь его озаглавили? Какой вопрос можно поставить в качестве заглавия?

4 этап « Социоконструкция» – работа в группах по подготовке к выступлению- ответу на проблемный вопрос (создание группового интеллектуального продукта: устной защиты гипотезы) 5 этап «Социализация» – защита гипотез (вопросы, обсуждение)

6 этап «Разрыв» (прочувствование) Качества героини рассказа ПоложительныеОтрицательные

Домашнее задание (по выбору) Рецензия на рассказ Л.Петрушевской «Борьба и победа» Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста Эссе «Смысл жизни… В чём он?» Предложить эскиз обложки к рассказу или нарисовать к нему иллюстрации

Рефлексия Что было важно на уроке именно для тебя? Что тебе особенно понравилось, запомнилось в работе? Согласился ли ты с большинством в решении проблемного вопроса? Какие виды работы тебе особенно удались? Что было трудно? Задумался ли ты о себе?