ТЕМА УРОКА «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
ЦЕЛИ УРОКА: продолжить формирование умений учащихся сжато излагать прослушанный текст, отбирать лексические и грамматические средства, способные кратко и связно передать полученную информацию; продолжить формирование умений учащихся сжато излагать прослушанный текст, отбирать лексические и грамматические средства, способные кратко и связно передать полученную информацию; закрепить навыки краткого пересказа и интерпретации текста; закрепить навыки краткого пересказа и интерпретации текста; научить девятиклассников определять структуру текста, выделять существенную информацию, выполнять информационную обработку текста; научить девятиклассников определять структуру текста, выделять существенную информацию, выполнять информационную обработку текста; выполнить упражнения на освоение приемов сжатия текста. выполнить упражнения на освоение приемов сжатия текста.
Завершение 9-го класса для школьников является определенным рубежом в изучении курса русского языка. Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся, зафиксирован в нормативных документах. На основе этих нормативных документов разработана новая форма экзаменационной работы для государственной аттестации. Завершение 9-го класса для школьников является определенным рубежом в изучении курса русского языка. Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся, зафиксирован в нормативных документах. На основе этих нормативных документов разработана новая форма экзаменационной работы для государственной аттестации.
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей. Первая часть – написание сжатого изложения по прослушанному тексту.
Сжатое изложение требует не просто мобилизации памяти и сосредоточенности на нормах правописания, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нем микротемы.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ИНФОРМАЦИИ: -обобщение частной информации; -исключение второстепенной информации.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ: ИК 1 Содержание изложения. ИК 2 Наличие сжатия исходного текста. ИК 3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Задание к тексту 1 Какое название отражает проблему этого текста? А) Жители «разных миров». Б) Плоды просвещения. В) Любовь к родному языку. Г) Долг платежом красен.
Задание к тексту 2 Вам предлагаются пункты плана, расположите их так, чтобы они соответствовали композиции текста. Вам предлагаются пункты плана, расположите их так, чтобы они соответствовали композиции текста. 1)Крестьяне перепутали слова «презирать» и «призирать». 2)Инженер просит крестьян «платить ему той же монетой». 3)Каждое сословие живет в своем замкнутом мире. 4)Надеждин пишет о том, что «у нас нет общего языка».
Задание к тексту 3 Какое значение в этом тексте имеет слово ПРЕВРАТНО ? А) просто Б) ложно В)непостоянно Г) легко
Задание к тексту 4 Какой вывод делает автор из приведенных примеров? Какой вывод делает автор из приведенных примеров? А) Все происшедшее - досадная случайность, которая вызвана невнимательностью. Б) Непонимание возникло вследствие невежества крестьян. В) Причина путаницы кроется в том, что инженер любил использовать иностранные слова. Г) Из-за социальной разобщенности нет взаимопонимания между людьми разных сословий.
САМОПРОВЕРКА 1.А) ; 2 - 2; 3 – 1; 4 – 3. 3.Б) 4.Г)
НАПИШИТЕ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ. 1)Определите микротемы в данном тексте. 2)Какие основные приемы сжатия вы употребите? 3)Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью обобщения, какие – с помощью исключения.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ. Редактирование сжатого изложения. Редактирование сжатого изложения.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!