Девиз урока : «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещения дух…»
Ц е л и у р о к а: - Сегодня на уроке, мы с вами повторим пройденный ранее материал, вспомним названия, основных классов соединений - Рассмотрим сущность Закона сохранения массы веществ, его открытие и формулировку. - Научимся составлять уравнение реакции, записывать их и расставлять коэффициенты.
П л а н у р о к а 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. (Решение кроссворда, диктант) 3. Изучение нового материала: а) историческая справка; б) демонстрация опытов; в) формулировка закона; г) химические уравнения. 4. Закрепление (тестирование) 5. Итоги урока. 6. Домашнее задание. 7. Песенка
Основная форма записи состава вещества 2. Положительно заряженная частица, находящаяся в ядре. 3. Сложное вещество состоящее из ионов водорода и кислотных остатков. 4. Сложное вещество состоящее из гидроксид ионов и ионов металла. 5. Кто составил периодическую систему химических элементов. 6.Расстворимые в воде основания. 7. Отрицательно заряженная частица движущаяся вокруг ядра 8. Бинарное соединение 9. Кто больше всех любит химию?
1.ФормУла2.ПРотон 3.КислотА 4.ОсноВание 5.МеНделеев 6.щЕлочь 7. Э лектроН 8.ОксИд 9.Я
Химический диктант Ba(NO 3 ) 2, BaCl 2, HCl, CuSO 4, CaCO 3, H 2 O, NaOH, H 2 SO 4, HNO 3, Al 2 O 3, Zn(NO 3 ) 2, MgCl 2.
Историческая справка Закон сохранения массы веществ был открыт М.В.Ломоносовым в 1748 году и подтвержден французским химиком А.Л.Лавуазье в 1789 году. М.Ломоносов А.Л. Лавуазье
Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ. Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ.
1. В левой части уравнения записать формулы вещества, вступающих в реакцию (реагентов). Затем поставить стрелку. 1. В левой части уравнения записать формулы вещества, вступающих в реакцию (реагентов). Затем поставить стрелку. 2. В правой части (после стрелки) записать формулы веществ, образующихся в результате реакции (продуктов). Все формулы составляются в соответствии со степенью окисления. 2. В правой части (после стрелки) записать формулы веществ, образующихся в результате реакции (продуктов). Все формулы составляются в соответствии со степенью окисления. 3. Уравнение реакции составляются на основе закона сохранения массы веществ, т.е. слева и справа должно быть одинаковое число атомов. Это достигается расстановкой коэффициентов перед формулами веществ. 3. Уравнение реакции составляются на основе закона сохранения массы веществ, т.е. слева и справа должно быть одинаковое число атомов. Это достигается расстановкой коэффициентов перед формулами веществ. 4.Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части. 4.Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части. 5. Определить, у какого количество атомов меняется, найти Н.О.К. 5. Определить, у какого количество атомов меняется, найти Н.О.К. 6. Разделить Н.О.К. на индексы – получить коэффициенты. Поставить коэффициенты перед формулами. 6. Разделить Н.О.К. на индексы – получить коэффициенты. Поставить коэффициенты перед формулами. 7. Пересчитать количество атомов, при необходимости действия повторить. 7. Пересчитать количество атомов, при необходимости действия повторить. Алгоритмы составлений уравнений:
Химическое уравнение- это условная запись химической реакции посредством химических формул. Вещества, принимающие участие в реакции, называются реагентами. Вещества, образующиеся в результате реакции – продуктами.
Пример: Уравнения химических реакций. N2N2 +H2H2 NH 3 t 0 C кат. - реагирующие вещества - продукты реакции - взаимодействие - условие протекания реакции Уравнение химической реакции – это условная запись химического процесса, посредством химических знаков и символов. N2N2 +H2H2 NH 3 t 0 C кат. N 2, H 2 NH 3 +
Упражнения для закрепления 1. Какой коэффициент стоит в уравнении реакции перед формулой соляной кислоты? Na + HCl NaCl + H 2 2. Продолжите уравнение реакции, расставьте коэффициенты Al + O 2 3. Запишите уравнение реакции и расставьте коэффициенты - Сульфат натрия соединяется с нитратом бария с образованием сульфата бария и нитрата натрия. 4. Найдите ошибки. Mg + HBr MgBr 2 + H 2 BaO +H 2 S o 4 Ba 2 SO 4 + H 2 O ZnO + HNO 3 ZnNO 3 + H 2 O 5. Закончите уравнение Li 2 O + SO 3 …………..
Ответы к упражнениям. 1. Какой коэффициент стоит в уравнении реакции перед формулой соляной кислоты? 2Na + 2HCl 2NaCl + H 2 2. Продолжите уравнение реакции, расставьте коэффициенты 4Al +3 O 2 2Al 2 O 2 3. Запишите уравнение реакции и расставьте коэффициенты - Сульфат натрия соединяется с нитратом бария с образованием сульфата бария и нитрата натрия. Na 2 SO 4 + Ba(NO3) 2 BaSO 4 + 2Na NO 3 4. Найдите ошибки. Mg + 2 HBr MgBr 2 + H 2 BaO +H 2 S o 4 Ba 2 SO 4 + H 2 O ZnO + 2 HNO 3 Zn(NO 3 ) 2 + H 2 O 5. Закончите уравнение Li 2 O + SO 3 = Li 2 SO 4
Молодцы! Молодцы! И т о г и у р о к а: Домашнее задание: § 31 упр. 2,3 стр. 110 Для любознательных: Упр.2,3,4 стр.110
П е с е н к а Ломоносов сей закон открыл Подтвердил французский химик Лавуазье Массы всех веществ в реакцию вступивших Равна массе получившихся веществ Каждый атом не дурак Каждый атом не дурак Поступает ровно так: Не возникнет, не исчезнет Не изменится Ну, а масса как всегда Этих атомов одна И в исходных веществах она не сменится. (2 раза) Ломоносова закон тогда В химии стал главной панацеей Все реакции теперь всегда Составляются системой уравнений. Каждый атом не дурак Поступает ровно так: Не возникнет, не исчезнет Не изменится Ну, а масса как всегда Этих атомов одна И в исходных веществах она не сменится (2 раза)