Кислотные дожди
Кислотные дожди, Озоновые драмы… Отдушины не жди - Беда гудит над нами Т. Козак
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам… Ф.И.Тютчев Ф.И.Тютчев
Влажность -важный экологический фактор
Источник влаги- атмосферные осадки с рН=5,6
рН- водородный показатель Кислотный дождь- это дождь, подкисленный до рН
Природные источники поступления сернистого газа SO 2 в атмосферу (20 млн.тонн в год) Вулканы Выделения из океана Лесные пожары
Природные источники оксидов азота NOх (700 млн.тонн в год) Гроза (электрические разряды)
Антропогенные источники Сернистого газа SO 2 Оксидов азота NO х
I вариант. Выберите естественные и антропогенные источники оксидов азота II вариант. Выберите естественные и антропогенные источники сернистого газа
Механизм образования кислотных дождей SO 2 + H 2 O = H 2 SO 3 Сернистая кислота Сернистая кислота 2H 2 SO 3 + O 2 = 2H 2 SO 4 Серная кислота Серная кислота 2SO 2 + O 2 = 2SO 3 Оксид серы (VI) Оксид серы (VI) SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4 Серная кислота Серная кислота 2NO 2 + H 2 O = HNO 2 + HNO 3 Азотистая Азотная Азотистая Азотная кислота кислота кислота кислота 4NO 2 + 2H 2 O +О 2 = 4HNO 3 Азотная кислота Азотная кислота Аэрозоли сернистой и серной кислоты составляют 2/3 кислотных осадков, остальное приходится на долю аэрозолей азотистой и азотной кислот
Закисление пресноводных водоемов
Повреждение и гибель лесных формаций
Закисление почв и уменьшение их плодородия При уменьшении рН менее 5,0 начинается снижение плодородия почв, а при рН = 3,0, почвы становятся бесплодными. Наибольшей опасности подвержены подзолистые почвы таежной зоны При уменьшении рН менее 5,0 начинается снижение плодородия почв, а при рН = 3,0, почвы становятся бесплодными. Наибольшей опасности подвержены подзолистые почвы таежной зоны
Гибель некоторых видов животных в водоемах Проведенные исследования в Швеции показали, что при закислении озер происходит гибель обитателей Задание : в какой последовательности будут погибать животные ? 1. Лосось, форель, плотва, (рН = 5,8) 2. Окунь, щука (рН = 5,0) 3. Ракообразные, моллюски (рН = 6,0) 4. Сиг, хариус (рН = 5,5) 5. Угорь, голец (рН = 4,8) 6. Насекомые, фито – зоопланктон (рН = 3,0) Ответы: 3,1,4,2,5,6
Влияние на растения Большинство культурных растений (клевер, тимофеевка, рожь, ячмень, просо) предпочитают нейтральную реакцию почвенного раствора Большинство культурных растений (клевер, тимофеевка, рожь, ячмень, просо) предпочитают нейтральную реакцию почвенного раствора К растениям, предпочитающим кислые почвы, относятся мхи, хвощи, плауны. Хвощ полевой является биологическим индикатором закисления почв
Ускорение коррозии мостов, плотин, зданий, металлических конструкций
Разрушение памятников мировой архитектуры Акрополь Кельнский собор
Влияние на здоровье человека
Меры по охране атмосферы от кислотообразующих выбросов 1. Разработка и внедрение различных очистных сооружений. Разработка каталитических конвертов, преобразующих оксида азота в молекулярный азот. Разработка каталитических конвертов, преобразующих оксида азота в молекулярный азот. 2. Использование электрических фильтров 3. Использование вакуумных, воздушных или жидких фильтров – скрубберов для борьбы с выбросами сернистого газа (SO 2 ) 1 23
Меры по охране атмосферы от кислотообразующих выбросов Известкование водоемов, почвы. Внедрение безотходных технологий. Для защиты памятников культуры использовать покрытия из полимеров (силиконы). Металлические изделия покрывать лаком, красками.
Меры по охране атмосферы от кислотообразующих выбросов Использование альтернативных источников энергии
Самостоятельная работа в парах I уровень. Из списка SiO 2, SO 2, CO, NO 2, SO 3 выберите оксиды, которые приводят к образованию кислотных осадков. Напишите уравнения реакций II уровень. Какое влияние образующиеся кислотные осадки оказывают на экосистему (выберите одну из предложенных): озеро в Карелии, садовые участки около г.Перми, темнохвойный лес около г. Красноярска? III уровень. Предложите способы защиты выбранной экосистемы от действия кислотных дождей
Домашнее задание В произвольной форме опишите естественные и антропогенные источники кислотообразующих выбросов в Частинском районе Пермского края
Карточка рефлексивного анализа Класс: Фамилия, имя: Оцените свою работу на уроке: Оцените работу в паре: 1. Что вам особенно понравилось на уроке? ______________________________________________ 2. В чем польза этого урока для вас? ______________________________________________ 3. С какими трудностями вы столкнулись на уроке? _____________________________________________
Берегите молодые всходы На зеленом празднике природы, Небо в звездах, океан и сушу И в бессмертье верящую душу,- Всех судеб связующие нити. Берегите Землю! Берегите…М.Дудин
Панькова Светлана Васильевна учитель химии, биологии Частинской средней общеобразовательной школы Пермского края Автор: