Цели урока: I.Ознакомить учащихся с различными лексико- семантическими группами глаголов. II.Научить правильно использовать лексико – семантические разновидности глаголов в речи. III.Привить интерес к языку, внимание к слову, любознательность.
Маршруты нашего путешествия: Область глаголов движения Область глаголов чувства Область глаголов речи Область глаголов звучания
В.Г. Белинский. В.Г. Белинский.
Идти, ехать, мчаться, шагать, тащиться, брести, семенить, скакать, ползти, шествовать, гнаться, лететь, плыть, нестись Задание1 Что общего в значении данных глаголов, чем они различаются? Задание2 Прочитайте следующий отрывок, найдите в них глаголы движения и выпишите их Мне была предоставлена полная свобода. Я с утра гонял по парку, убегал в деревню играть в солдаты с деревенскими ребятишками, уходил без спросу в ближние лески по грибы и по ягоды, купался в илистых и тенистых прудках вместе с нашей собакой Динго. (В.Брюсов) (глаголы движения)
Задание3 Стилистический эксперимент: вставьте в текст глаголы движения и сравните с авторским текстом. Какие глаголы более точно передают движение ветра, ручейка?( в скобках даны глаголы которые использовал автор) (Пронесся) свежий ветерок,(подул) прохладой в лицо путнику, прошумел по листьям, (открыл) дверь в избе и (затих) в кустах. Следом за ним (мчится) бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он (ворвался) в деревню, (сбросил) несколько гнилых досок забора, (стащил) соломенную кровлю и (погнал) вдоль улицы петухов и кур. И.А.Гончаров
Задание1 «Эстафета восторга». Используя данные глагола чувства, составьте словосочетания и предложения.глаголысловосочетанияпредложенияЛюбитьНравитьсяВосхищатьсяВосторгатьсяИзумлятьсяОбожатьБоготворитьБлагоговеть (глаголы чувства)
(глаголы речи) Задание1 Что объединяет эти слова? Как они характеризуют человека? Проговорил, промолвил, прокричал, прошипел, прошептал спросил, ответил, пролепетал, проворчал
Задание1 Послушайте, как звучит «лесной оркестр», и выпишите глаголы которые передают звуки леса. Лесной оркестр В мае все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеют. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание,и урчание, и кваканье. Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет козуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы. Урчат и квакают лягушки. В.Бианки (глаголы звучания)
«С русскими языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». К. Паустовский К. Паустовский
Задание на дом!!! Напишите сочинение-миниатюру или небольшое стихотворение, используя одну из лексико-семантических групп глаголов: «Старинные часы», «Беспокойный ветер», «Соревнования», «Весна идет» и т. д.