начальная школа МОУ СОШ с.Троекурово Иншакова Л.В.
Я сегодня молодец. На уроке удалец. Спинку ровненько держу. Все я знаю, все скажу. Все красиво напишу.
2 ученика у доски определяют склонение имен существительных 3 человека выполняют задания по карточкам Класс выполняет взаимопроверку
Взаимопроверка
Календарь погоды, окраина деревни, 1 скл. 2 скл. ремонт квартиры, рассказ писателя, 1 скл. 1 скл. портфель подруги, тетрадь Сережи, 1 скл. 3 скл. берег речки, цветок сирени, леса 3 скл. 1 скл. 1 скл. Сибири, крыло птицы, клюв синицы, 1 скл. 1 скл. ветка яблони, запах черемухи. 1 скл.
как определить склонение существительных, если оно стоит не в именительном стоит не в именительном падеже? падеже? как определить склонение существительных, если оно стоит не в именительном стоит не в именительном падеже? падеже? ?
Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837) Сказка о царе Салтане Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, - Говорит одна девица, - То на весь крещёный мир Приготовила б я пир.»
Ноябрь
Пишем неторопливо, очень четко и красиво Пишем неторопливо, очень четко и красиво
Какие здесь « спрятались» орфограммы? Спишите и подчеркните их.
В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.
Составьте несколько предложений об осени.
н о яб о к е р лагь обед сина
н о яб о к е р лагь обед сина
н о яб о к е р лагь обед сина
н о яб о к е р лагь обед сина
н о яб о к е р лагь обед сина
н о яб о к е р лагь обед сина
Задание: подчеркните орфограммы, поставьте ударение.
Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже
Задачи урока Задачи урокаИсследование объектов русского языка
Гости князю поклонились… Гости к пристани идут… Воротился старик ко старухе… Вот пошел он к синему морю…
Карточка 1 для 1 исследовательской группы Приближался ( к чему?) к воде, речке, опушке. Обрадовался (кому?) лисе, тетке, царевне Задания: 1.Определите падеж и склонение имен существительных 2.Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных 1 скл. в Д.п. 3.Проверьте себя по учебнику на стр. 94 2).Спишите, вставьте и выделите пропущенные окончания, определите падеж и склонение. Поклонись рыбк…, пришли к цариц…, пристают к застав….
Карточка 1 для 2 исследовательской группы 1). Идёт ( к чему?) к столу, к морю. Обратился (к кому?) к петушку, к коню Задания: 1.Определите падеж и склонение имен существительных 2.Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных 2 скл. в Д.п. 3.Проверьте себя по учебнику на стр. 94 2).Спишите, вставьте и выделите пропущенные окончания, определите падеж и склонение. Плывёт по мор…, молвит царевич…, идёт по неб….
Карточка 1 для 3 исследовательской группы 1). Дивятся ( чему?) печи, совести, храбрости. Подошел (к кому?) к матери,к дочери. Задания: 1.Определите падеж и склонение имен существительных 2.Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных 3 скл. в Д.п. 3.Проверьте себя по учебнику на стр. 94 2).Спишите, вставьте и выделите пропущенные окончания, определите падеж и склонение Тужит по дочер…, подошел к пристан…, воротился к ноч….
Самостоятельная работа по группам по группам
Карточка 1 для 1 исследовательской группы Приближался ( к чему?) к воде, речке, опушке. Обрадовался (кому?) лисе, тетке, царевне Задания: 1.Определите падеж и склонение имен существительных 2.Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных 1 скл. в Д.п. 3.Проверьте себя по учебнику на стр. 94 2).Спишите, вставьте и выделите пропущенные окончания, определите падеж и склонение. Поклонись рыбк…, пришли к цариц…, пристают к застав….
1 вариант. Поклонись рыбке, пришли к царице, пристают к заставе.
Карточка 1 для 2 исследовательской группы 1). Идёт ( к чему?) к столу, к морю. Обратился (к кому?) к петушку, к коню Задания: 1.Определите падеж и склонение имен существительных 2.Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных 2 скл. в Д.п. 3.Проверьте себя по учебнику на стр. 94 2).Спишите, вставьте и выделите пропущенные окончания, определите падеж и склонение. Плывёт по мор…, молвит царевич…, идёт по неб….
2 вариант. Плывёт по морю, молвит царевичу, идёт по небу.
Карточка 1 для 3 исследовательской группы 1). Дивятся ( чему?) печи, совести, храбрости. Подошел (к кому?) к матери,к дочери. Задания: 1.Определите падеж и склонение имен существительных 2.Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных 3 скл. в Д.п. 3.Проверьте себя по учебнику на стр. 94 2).Спишите, вставьте и выделите пропущенные окончания, определите падеж и склонение Тужит по дочер…, подошел к пристан…, воротился к ноч….
3 вариант. Тужит по дочери, подошел к пристани, воротился к ночи.
1 скл. 2 скл. 3 скл. -е Д.п (кому? чему?) -у, -ю -и Запомни:Запомни: Предлоги: к, по
Петушок вспорхнул со спицы, к колесниц полетел. сущ. сущ. сущ. глаг. глаг. пр. пр. ПРОВЕРЬ СЕБЯ: 1скл. Д.п. е
Колесница, колесный, колесить. Задание: 1.Образуйте от существительного колесница однокоренные слова 2.Запишите слова в тетрадь и разберите по составу.
Решение проблемы Гости князю поклонились… Гости к пристани идут… Воротился старик ко старухе… Вот пошел он к синему морю… Отчего же в указанных существительных разные окончания, хотя стоят в одном падеже? Д.п.(кому? чему?) 1 скл. 2 скл. 3 скл. -е -у, -ю -и
Вот и раскрыты все секреты, исследование проблемы завершено. А теперь закрепим правило: Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо...
2. Определить склонение 1. Определить падеж 3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
Сегодня на уроке мне было… Сегодня я …