Независимое расследование… …«Имена существительные, обозначающие профессии»; …«Имена существительные, обозначающие профессии»; …«Имена существительные общего рода»; …«Имена существительные общего рода»; …«Имена существительные, обозначающие качества характера». …«Имена существительные, обозначающие качества характера».
Шифровка из Центра: Разведывательной службе Центра удалось перехватить донесение тайного агента, внедрившегося в 6-й класс, возможно, вашей школы, но в нём много неясных мест. Центр поручает экспертным группам восстановить текст донесения.
Секретное донесение шефу разведки от агента по кличке Злюка. Шеф! Я хорошо законспирировался (все думают, что я сирота) и третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого- нибудь из учеников шестого класса для известных нам целей. Но в этом классе нам никто не подходит. Од…(-ин, -на) с виду дока, но оказал… (-ся, -ась) зазнайкой. Друг… (-ой, -ая) – лапонька с виду, но воображала и выскочка. Следующ… (-ий, -ая) – трудяга, но ужасн… (-ый, -ая) растяпа. Есть в классе и умница, но это страшн…(-ый, -ая) забияка. А непоседа и симпатяга на самом деле отвратительн…(-ый, -ая) белоручка. Шеф! Я хотел с горя завербовать учителя! На вид так…(-ой, -ая) милашка, но оказал…(-ся, -ась) придирой. Здесь не с кем работать. Жду дальнейших инструкций. Агент Злюка
Вопросы группам: – К какому роду относятся выделенные существительные? – Когда их можно отнести к женскому роду? – Когда они относятся к мужскому роду? – Что помогает определить их род? – К какому роду они не могут быть отнесены и почему? – Какое название можно дать таким существительным? Эти существительные могут относиться к женскому роду, если характеризуют лиц женского пола, и к мужскому, если употребляются для характеристики лиц мужского пола. Их род определяют прилагательные и глаголы, с которыми они согласуются. Такие существительные следует называть существительными общего рода.
Шифровка из Центра: Выпишите существительные общего рода из донесения в две группы под кодовым обозначением «+» и «–». Чтобы правильно выполнить задание, обращайтесь в «архив» (к словарю).
Существительные общего рода с оценочным значением – злюка зазнайка воображала выскочка растяпа забияка белоручка придира + дока лапонька трудяга умница непоседа милашка симпатяга молодец душечка
Шифровка из Центра: Центр беспокоит то, что до сих пор неизвестно, кто же этот секретный агент. Экспертным группам предлагается охарактеризовать его и составить ориентировку (описание внешности, привычек, манер, помогающее узнать этого человека). Выберите те из предлагаемых существительных, которые дают представление об агенте: неряха, ябеда, злюка, невежа, подлиза, обжора, невежда, мямля.
Ориентировка на тайного агента Уважаемые шестиклассники! К вам в класс, возможно, проник________________________________________*. (кто?) Этот человек вас_______________________________________**в любой момент. (что сделает?) Он ________________________________________________________________***! (какой?) Нужно его срочно __________________________________________________****. (что сделать?) Только тогда ваш класс станет _____________________________________*****. ___________________________________(каким?)____________________________ * Ябеда, секретный агент, злюка, новенький. ** Опозорит, подведёт, рассмешит, обманет. *** Грубый, злобный, лицемерный, глупый. ****Задержать, выгнать, разоблачить, перевоспитать. *****Дружным, весёлым, спокойным, лучшим.
Шифровка из Центра: Центр благодарит вас за составление ориентировки. Она поможет всем шестиклассникам в борьбе за дружный коллектив против всех секретных агентов. Теперь вы должны убедиться, что агент не внедрился в ваш класс. Дайте характеристику представителю другой экспертной группы, используя существительные общего рода. Слова из какого списка вы будете использовать?
Шифровка из Центра: Появились новые данные по секретному донесению. Возможно, вы заметили в нём не все существительные общего рода. Выпишите остальные и объясните, что они обозначают. Можно ли определить их род? Как это сделать?
Шифровка из Центра: Центр предлагает вам составить список профессий и должностей, существующих в вашей школе, названия которых можно отнести к именам существительным общего рода. С 2-3 составьте предложения, из которых было бы понятно, о мужчинах или женщинах идёт речь.
Независимое расследование… …«Имена существительные, обозначающие профессии»; …«Имена существительные, обозначающие профессии»; …«Имена существительные общего рода»; …«Имена существительные общего рода»; …«Имена существительные, обозначающие качества характера». …«Имена существительные, обозначающие качества характера».
Шифровка из Центра: Ученики 6 класса! Вы сегодня были умницами и трудягами. В изученной теме вы теперь доки. В общем, вы настоящие молодцы! Центр благодарит вас за работу и даёт новое задание, которое в виду особой секретности предлагается записать в дневники как домашнее задание по русскому языку: стр , выучить правило, упр. 232.