«Наполним музыкой сердца…» Красивая речь – это дар или этому можно научиться? Выполнила: Михайлович Светлана Витальевна МОУ СОШ 16 г. Саров Нижегородская обл.
Давайте прочитаем цитаты… «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». «Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык…» К.Г. Паустовский
Значит ли это, что… Музыку нельзя передать словами? Музыку нельзя передать словами?
Знаете ли вы, что… «Музыка – это искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах, а также сами произведения этого искусства». «Музыка – это искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах, а также сами произведения этого искусства». Толковый словарь русского языка Слова какой части речи нам понадобятся, чтобы описать музыку?
Что вы знаете о прилагательных? Прилагательные тесно связаны с именами существительными; Прилагательные тесно связаны с именами существительными; Прилагательные, как и существительные, изменяются по числам и падежам; Прилагательные, как и существительные, изменяются по числам и падежам; Делают нашу речь богатой, образной, точной. Делают нашу речь богатой, образной, точной.
Можем ли мы на что-то опереться? К.Г. Паустовский в своём рассказе «Корзина с еловыми шишками» рассказал о встрече маленькой девочки и великого композитора Э.Грига. Композитор обещает девочке подарок, когда ей исполнится восемнадцать лет. К.Г. Паустовский в своём рассказе «Корзина с еловыми шишками» рассказал о встрече маленькой девочки и великого композитора Э.Грига. Композитор обещает девочке подарок, когда ей исполнится восемнадцать лет. Он дарит ей музыку… Он дарит ей музыку… Дагни слушает музыку и плачет… Дагни слушает музыку и плачет… Что услышала Дагни? Какие средства использовал К.Г. Паустовский, чтобы передать музыку?
Что ещё может помочь нам описать музыку? Произведения живописи Произведения живописи Знание музыкальных терминов Знание музыкальных терминов Умение пользоваться языком, т.е. нам нужно не только знать слова, но и уметь их изменять и связывать между собой Умение пользоваться языком, т.е. нам нужно не только знать слова, но и уметь их изменять и связывать между собой
Проект «Наполним музыкой сердца» Искусствоведы Литераторы Музыковеды Знатоки русского языка
Искусствоведы Произведения живописи помогают понять сложный мир русского языка, учат думать не только головой, но и «глазами». Произведения живописи помогают понять сложный мир русского языка, учат думать не только головой, но и «глазами». Задачи: Задачи: * Слушаем музыку Э.Грига * Слушаем музыку Э.Грига * Рисуем словесные картины * Рисуем словесные картины * Подбираем произведения живописи * Подбираем произведения живописи
Музыковеды Прослушать произведения Э.Грига Прослушать произведения Э.Грига Задачи: Задачи: * Проанализировать словарь музыкальных терминов * Проанализировать словарь музыкальных терминов * Связать музыку с событиями жизни композитора * Связать музыку с событиями жизни композитора
Литераторы К.Г. Паустовский в своих высказываниях сам себе противоречит и задаёт вопрос нам: как же передать музыку словами? К.Г. Паустовский в своих высказываниях сам себе противоречит и задаёт вопрос нам: как же передать музыку словами? Задачи: Задачи: * Проанализировать произведение автора * Проанализировать произведение автора * Выяснить, какие приёмы он использует, чтобы описать музыку * Выяснить, какие приёмы он использует, чтобы описать музыку
Знатоки русского языка Чтобы пользоваться языком, то есть говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их изменять и связывать между собой. Слова – это строительный материал языка, из них можно создавать прекрасные речевые здания, но, чтобы этот материал пустить в ход, нужно уметь его обрабатывать. Чтобы пользоваться языком, то есть говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их изменять и связывать между собой. Слова – это строительный материал языка, из них можно создавать прекрасные речевые здания, но, чтобы этот материал пустить в ход, нужно уметь его обрабатывать. Задачи: Задачи: Исследовать справочник русского языка и определить, какое место в языке занимают имена прилагательные Исследовать справочник русского языка и определить, какое место в языке занимают имена прилагательные Составить свой словарь, включающий «музыкальные прилагательные» Составить свой словарь, включающий «музыкальные прилагательные»
Темы исследований Название группы Тема исследования Форма представления результатов Литераторы Какие литературные средства использует К.Г. Паустовский для передачи музыки? Устное выступление в литературной гостиной Музыковеды С какими событиями жизни Э. Грига связана эта музыка? Вики-статья Искусствоведы Какие произведения живописи можно соотнести с музыкой, которую слушает Дагни? Буклет «Хотели бы вы, чтобы ваша речь стала красивее?» Знатоки русского языка Подберите «музыкальные» словосочетания для описания музыки Э. Грига. Презентация «В мире слов»
План выполнения творческой работы Выступление учащихся с итогами работы Выступление учащихся с итогами работы Оценка проведённого исследования Оценка проведённого исследования Мини-сочинение «Наполним музыкой сердца…» Мини-сочинение «Наполним музыкой сердца…» Обсуждение вопроса: «Так можно ли передать музыку словами?» Обсуждение вопроса: «Так можно ли передать музыку словами?»
Ещё несколько слов… «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг». крупно, как сам жемчуг». Н.В. Гоголь Н.В. Гоголь