Урок русского языка в 6 классе : «Деепричастие. Морфологический разбор» проведён учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ 106» г.Саратова Козловой И.М.
Цели урока: 1) обобщить и систематизировать сведения о деепричастии и деепричастном обороте; 2) закрепить умение находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них; 3) развитие речи учащихся с использованием деепричастий и деепричастных оборотов; 4) активизация мыслительной деятельности учащихся; 5) воспитание интереса к языку.
Для справок: ПОЧИНИТЬ, ГРЕТЬСЯ, ЁЖИТЬСЯ, ВЗЯТЬСЯ ……..……от свежего ветерка Чуть ……….. крепыши-маслята ……………. за руки, как ребята, Топают ……….. вокруг пенька! (Э.Асадов «Лес»)
ИЗ страны Лингвиния: В царстве Морфемном Очень примерном, У глагола и наречия Возникают противоречия
Роберта Саути «Лодорский водопад» Как падают воды в Лодоре? Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Держа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре – Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре! (пер. А.Шмульяна)
Употребление деепричастий в речи: Игра «КОРРЕКТОР»: 1)Сидя у окна, в комнату влетел воробей. 2) Ваня, поступив в школу, и очень её полюбил. 3)Возвратясь домой, шёл дождь. 4)Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.
ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ (Не)задумываясь, (не)чувствовал, (не)думал, (не)присутствуя, (не)навидя, (не)чувствуя, (не)спрашивал, (не)доумевая, (не)сожалея, (не)удивился, (не)припоминал, (не)закончено.
ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»: а) невежда, негодуя, неправда; б) сказал, не подумав; неподумавший ученик; не подумавший вовремя ученик; в) не с кем, негде, нелепый; г) не широкий, а узкий; не счастье, а беда; не видя, а только услышав.
СЛОВАРНО- ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА: РЖАВЕТЬ – ЧЕРПАТЬ – БАЛОВАТЬСЯ – образуйте от данных глаголов деепричастия несовершенного вида: поставьте ударение - в каких словах букв больше, чем звуков, почему? - составьте с любым из этих деепричастий сложноподчинённое предложение, подчеркните грамматические основы -.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР Наплакавшись, колет и рубит Дрова молодая вдова.