Муниципальное образовательное учреждение лицей г. Владикавказ «Сообщающиеся сосуды» Автор: Хубаева Светлана Александровна. г.Владикавказ. 2009
ЦЕЛИ УРОКА: Сформировать понятие о сообщающихся сосудах и их свойствах.Сформировать понятие о сообщающихся сосудах и их свойствах. Формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе.Формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе. Знакомство учащихся с принципами работы в рамках образовательной технологии «Перспектива»Знакомство учащихся с принципами работы в рамках образовательной технологии «Перспектива»
УГАДАЙ О ЧЕМ РЕЧЬ? В один сосуд бежит вода, Но это, право, не беда, Так как соседи ведь они, И в других столько же воды. Как называются они? Что знаешь ты о них, скажи? Где применяются они?
Ответ: Сообщающие сосуды Одним из примеров сообщающихся сосудов являются фонтаны
Ребята, оцените, с каким багажом знаний вы пришли на урок. Выберите тот мешок, который соответствует вашим знаниям по теме.
Сценарий урока В рамках технологии разработки и оценки создаются четыре творческие группы. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции: Новаторы - «зеленая шляпа» (презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы); Оптимисты - «желтая шляпа» (выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемого проекта); Пессимисты - «черная шляпа» (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемого проекта); Эксперты - «синяя шляпа» (обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение).
1 раунд Первыми начинают свое выступление «новаторы», группа «Экспериментаторов» - «зеленая шляпа» ( презентуют свои макеты сообщающихся сосудов, компьютерные презентации).
Пессимисты: «черная шляпа»- выделяют все отрицательные, непродуманные неучтенные моменты. -Не была определена последовательность действий; - нарушена техника безопасности; - не все учащиеся давали точные физические формулировки;
Оптимисты: «желтая шляпа»(выделяют все позитивные моменты презентуемого проекта) - учащиеся в своих макетах показали основные свойства сообщающихся сосудов; - доказали от чего зависит давление жидкости на перегородку между сосудами: - показали очень занимательные презентации с анимационными рисунками своих макетов; - в результате опытов и экспериментов учащиеся пришли к важному выводу о свободной поверхности покоящейся жидкости. Эксперты: - Мы думаем, что группе следовало бы воспользоваться дополнительной литературой.
2 раунд «Новаторами» выступает группа «Теоретиков»- они на доске с помощью математических выкладок и формул доказывают данные экспериментов. Пессимисты: «черная шляпа»- выделяют все отрицательные, непродуманные неучтенные моменты. - нарушен алгоритм действий; - не была дана точная формулировка закона Паскаля; Оптимисты: «желтая шляпа»(выделяют все позитивные моменты презентуемого проекта) - учащиеся доказали, что уровень однородной жидкости не зависит от формы сосуда; -правильно использовали свойства пропорции : -доказали с помощью формул, от чего зависит высота столба разнородной жидкости.
3 раунд «Новаторами» выступают «Аналитики»- пытаются известными способами определить неизвестное вещество, налитое в сообщающиеся сосуды. Пессимисты: «черная шляпа»- выделяют все отрицательные, непродуманные неучтенные моменты. - нарушена последовательность логической цепочки рассуждений; - в ответах искажались научные термины; - не совсем правильно использовалась таблица плотностей; Оптимисты: «желтая шляпа»(выделяют все позитивные моменты презентуемого проекта) - учащиеся правильно ответили на вопрос, что за вещество налито у них; -правильно использовали предложенные инструменты; -доказали свою гипотезу. Эксперты: Ребята- новаторы говорили четко, понятно. Было бы интересно услышать
Педагогические выводы Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.
Литература Детская энциклопедия. Том1. [Текст]/ М.: Педагогика, 1971(с ) Книга для чтения по физике. [Текст]/ М.: Просвещение, 1986 (с.71-74, 75-76) Колтун М.М. Земля. [Текст]/ Колтун М.М. - М.: Мирос, 1994 (с.120) Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех. [Текст]/ Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. М.: Наука, 1974 (с ) Шабловский В. Занимательная физика. [Текст] / Шабловский В. - СПб.: Тригон, с. (с.7-9, 10-13))