Глагольная форма- причастие
Цель урока: 1.Образовательный аспект: -совершенствование умений узнавать в тексте причастия; -способствовать предупреждению орфографических ошибок 2. Воспитательный аспект: - формирование нравственных качеств (любовь к родной природе, к родному краю) 3. Развивающий аспект: -развитие речи (обогащение словарного запаса); -развитие мышления; - развитие памяти, внимания.
По слайдам расскажите о природе родного края. Что вы можете рассказать об Енто- Хая? Кто побывал и видел Енто-Хая? Какие лесные ягоды растут в нашем селе? Подумай, чему мы должны научиться на уроке, что мы должны повторить?
«Неописуема красота Амгинских просторов: хрустальная прозрачность речной воды, причудливые столбы Енто- Хая, таежные леса, душистая земляника воспеты в песнях и стихах…».
Причастие- особая форма глагола, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие и др., имеет признаки глагола (вид, время, возвратность, переходность) и прилагательного (изменяется по числам, родам и падежам).
К. Д. Ушинский: «Эту форму создал русский народ в своем стремлении действовать краткостью на чувства слушателя, предполагая в нем русскую сметливость».
Полились по широкому мокрому лугу, по зазеленевшимся холмам, по длинной пыльной дороге, по сверкающим кустам, по реке, стыдливо синевшей из- под редеющего тумана, полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света. (И. Тургенев)
Почему И. С. Тургенев поставил сначала алые, а потом красные? Какие значения имеет слово поток? Подберите синонимы к слову алый, запишите их. Найдите причастия.
(красный, алый, пунцовый, кумачовый, рубиновый, гранатовый, пурпурный);
-первая группа списывает отрывок из рассказа «Бежин луг» И. С. Тургенева. -вторая группа составляет текст «Утро» с подходящими по смыслу причастиями; -третья группа составляет текст по картине А. Пластова «Сенокос»; -четвертая группа создает миниатюру «Какой рассвет!»
Спасибо за внимание!