«Школа – территория здоровья» (программа на соискание статуса Муниципальной экспериментальной площадки) МОУ «Средняя школа 15», г. Черногорск
Сроки реализации программы: 3 года уч.год уч.год
Обоснование актуальности и новизны темы Одной из главных задач государственной политики по обеспечению активной адаптации и социализации личности к жизни в современном обществе, формированию ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать, является задача по формированию культуры здоровья, минимизации риска для здоровья в образовательном процессе и обучению навыкам здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. (Проект Федеральной целевой программы развития образования на г., Приоритетный национального проекта «Образование», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», План действий по модернизации образования на годы, ФГОС нового поколения).
Цель эксперимента: формирование и развитие здоровье сберегающей образовательной среды, в которой школьник ведет активный и здоровый образ жизни.
Задачи эксперимента: - формировать и развивать здоровьесберегающую инфраструктуру образовательного учреждения; - рационализировать организацию учебной и внеучебной деятельности обучающихся; -разнообразить и повысить эффективность физкультурно - оздоровительной работы в школе; - внедрить в систему работы образовательного учреждения программ, курсов, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных, воспитательных модулей или компонентов, включённых в учебно –воспитательный процесс; - организовать просветительскую работу с родителями; -вовлекать в совместную деятельность по здоровьесбережению всех членов школьного сообщества и микросоциума.
Объект исследования: Учебно – воспитательный процесс школы Предмет исследования: Деятельность школы по здоровосбережению
Методы исследования: -теоретические (сравнение, обобщение, абстрагирования, систематизация, анализ, синтез информации, полученной из разных источников- литература справочная, специальная, ресурсы сети Интернет); -эмпирические (изучение опыта других по проблеме в теории и на практике); -практические (работа по реализации программных мероприятий, социологические методы, мониторинг).
Участники реализации программы: Данная программа охватывает весь УВП школы по данному направлению работы (сохранение и укрепление здоровья школьников) с 1-11 класс
Введение новшеств по организации особой здоровьесберегающей среды школы будет способствовать формированию культуры здоровья всех членов УВП, приведет к минимизации риска для здоровья в образовательном процессе и обучению навыкам здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности учащихся, что в конечном итоге положительно скажется на состоянии их здоровья. Гипотеза программы:
Характеристика имеющихся ресурсов в ОУ для реализации программы:
Механизм реализации программы: Направления деятельности: *Формирование и развитие здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения *Рациональная организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся *Повышение эффективности и разнообразия физкультурно - оздоровительной работы в школе *Внедрение в систему работы ОУ программ, курсов, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных, воспитательных модулей или компонентов, включённых в учебно –воспитательный процесс *Организация просветительской работы с родителями и членами сообщества *Совместная деятельность по здоровьесбережению всех членов школьного сообщества и микросоциума
Этапы реализации программы: 1.Организационно – подготовительный (диагностический и прогностический этапы) 2011\ Основной этап- практический 2012\ Завершающе –обобщающий 2013\2014
Диагностический инструментарий программы 1.Мониторинговые процедуры; ведение общешкольного журнала «Здоровье» (1-11 кл.); заполнение в классных журналах «Листка здоровья». 2. Удовлетворенность учащихся, педагогов, родителей жизнедеятельностью школы 3. Диагностика безопасности здоровосберегающих качеств образовательной среды школы 4.Динамика количества и качества проведенных мероприятий по здоровосбережению
Возможные риски и пути их минимизации: 1.Тщательность проработки эксперимента 2.Проблемы в ускоренном освоении и обновлении работы педагогического коллектива в новом русле, трудности в перестройке сложившихся систем работы педагогов 3.Работа педагогов и других членов школьного сообщества на добровольном начале и безвозмездно на решении программных задач 4.Отрицательных последствий экспериментальной работы не выявлено.
Возможности экстраполяции результатов программы в массовую практику Данная экспериментальная программа универсальна - вся или ее компоненты деятельности могут быть перенесены в любое другое образовательное учреждение и быть полезны в новых условиях, особенно при реализации проектов развития образовательных учреждений в рамках инициативы «Наша новая школа» по направлению «сохранение и укрепление здоровья школьников».
Финансирование экспериментальной программы: Работы по проектированию и реализации программы проводится инициативной группой, педагогическим коллективом на добровольной и безвозмездной основе, в основное рабочее время. Частично возможно получение средств для реализации разработки фандрайзингом – спонсорской и добровольческой помощью сообщества школе, а так же участием в конкурсах и получением грантов.