Методическое объединение воспитателей логопедических групп на базе МБ ДОУ « Детский сад 182» компенсирующего вида компенсирующего вида г. Новокузнецк учителя – логопеды Иванова Н.Н. Товстик И.Н.
Для детей с тяжёлыми нарушениями речи характерны нарушение физиологического и речевого дыхания.
Речевое и физиологическое дыхание дыхание
При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. Вдох по продолжительности почти равен выдоху. Вдох по продолжительности почти равен выдоху. Отношение продолжительности вдоха и выдоха колеблется в пределах от 1:1 до 1:2 Отношение продолжительности вдоха и выдоха колеблется в пределах от 1:1 до 1:2
Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. Дыхание во время пения и разговора осуществляется одновременно через нос и через рот.
При физиологическом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.
Речевое дыхание основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Источник образования звуков речи - воздушная струя
Показатель верхне – грудного дыхания - вдох с поднятием плеч.
Особенности речевого дыхания у дошкольников
У дизартриков вдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот.
При дизартрии наряду с речевым, расстроено и физиологическое дыхание.
Улучшить функцию внешнего (носового) Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания. дыхания. Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох. Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох. Развивать фонационный (озвученный) выдох. Развивать фонационный (озвученный) выдох. Развивать речевое дыхание. Развивать речевое дыхание. Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста. Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.
Виды работ Виды работ Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна. Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна. Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке - 5 минут. Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке - 5 минут. Звукоречевые игры как фрагмент занятия - 5 минут. Звукоречевые игры как фрагмент занятия - 5 минут. Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях. Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях. Психологические тренинги. Психологические тренинги.
не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении; не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении; температура воздуха должна быть на уровне С; температура воздуха должна быть на уровне С; одежда не должна стеснять движений; одежда не должна стеснять движений; не заниматься сразу после приема пищи; не заниматься сразу после приема пищи; не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии. не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.