Упражнение 1 Сделайте синтаксический разбор предложения. Проснувшись на ранней заре, Левин попробовал будить товарищей. (Л.Н.Толстой)
Упражнение 2 Пользуясь опорным материалом, найдите деепричастия в предложениях. Приведите доказательства, используя таблицу. Как найти деепричастие 1.Образовано от глагола. 2.Имеет суффиксы -а, -я, -в, -ши, -вши. 3.Обозначает добавочное действие. 4.Относится к глаголу-сказуемому. 5.Отвечает на вопросы что делая? что сделав? 6.В предложении является обстоятельством. 1. Двигаясь без компаса, человек всегда начинает кружить по ходу часовой стрелки. 2. Биденко, немного подумав, повернул несколько направо. 3. Они шли по лесу, разыскивая дорогу, где можно было бы сесть на попутную машину. (По В. Катаеву.)
Физкультминутка
Упражнение 3 Образуйте деепричастия от глаголов 1.Несовершенного вида Читать Любить Чувствовать Удивляться Замирать Баловаться Знать 2.Совершенного вида Сложить Понять Просмотреть Замереть Выкрасить читая любя чувствуя удивляясь замирая балуясь зная сложив, сложивши поняв, понявши просмотрев, просмотревши замерев выкрасив
Упражнение 4 Найти предложение, в котором есть деепричастие. 1.Разложив игры, дети сели в кружок. 2.Я открыл окно и залюбовался видом. 3.Брат склонил голову и писал что-то. Сделайте морфологический разбор деепричастия.
1.Деепричастие особая форма глагола, которая обозначает: а)признак предмета по действию; б)признак признака; в)добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом; г)действие предмета. 2.Найдите деепричастия: а)увидел;в) поднявши;д) принявший; б)шлепая;г) спеша;е) свежо. 3.Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены). A.Ребятишки прыгали любуясь на елку. Б. Ребятишки прыгали и любовались на елку. В. Прыгающие ребятишки любовались на елку.
4.Найдите деепричастия совершенного вида: а)глядя; г) прочитав; б)сложив; д) улыбаясь; в)отнявши; е) балуясь. 5.Выберите деепричастия, которые пишутся с не слитно: а)(не)прекращая; в) (не)завидуя; б)(не)годуя; г) (не)увлекаясь. 6.В каком предложении допущены ошибки в постановке знаков препинания? A.Поезд, не останавливаясь, летел в неизвестном направлении. Б. Герасим шел, не торопясь, и не спуская Муму с веревочки. B.Медсестра, негодуя, вбежала в палату.
1.На уроке я работалактивно / пассивно 2.Своей работой на уроке ядоволен / не доволен 3.Урок для меня показалсякоротким / длинным 4.За урок яне устал / устал 5.Мое настроениестало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне былпонятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен 7.Свои знания по теме урока я оцениваю на отлично/ хорошо/ удовлетворительно