1 Цель: Каковы преимущества БСП перед синонимичными синтаксическими конструкциями? Какие свойства изображаемой в художественных текстах картины можно передать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РОЛЬ БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ Урок русского языка в 9 классе Учитель русского языка и литературы СУББОТ ЗИНАИДА СЕМЁНОВНА ЧИКШИНО-2012.
Advertisements

Из истории СОЮЗА союз Coniunctio (лат.) - появилось в русском языке в 17 веке - около 250 слов и словосочетаний, выступающих в функции союзов и союзных.
Разряды союзовпо строениюпростыесоставныепо значениюсочинительныеподчинительные.
Печорин – «злой гений» или жертва общества? (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»). Урок-дискуссия.
Урок в 9 классе, учитель русского языка и литературы Курепина Венера Алексеевна.
Пыстина Лидия Митрофановна Учитель русского языка и литературы Средней общеобразовательной школы – гимназии 9 города Павлодара. Презентация предназначена.
Реализм и романтизм в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Выполнила Клявузова Юлия, ученица 10 класса СОШ 5 г.Тутаева.
Ученическая презентация Зачем нужна пунктуация?. Авторы работы: 1. Аверкина Анастасия 2. Евтеева Анна 3. Крысанов Андрей 4. Никишин Дмитрий 5. Юдина Яна.
Учитель Новлянской СОШ Лебедева Е.И.. Выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ необходимо: 1) Создать текст сочинения- рассуждения: - выдвинуть тезис,
Запишите предложение: Раздавался по радио звонкий голос диспетчера, шумел по телефону начальник,мелькало озабоченное лицо инженера. - Докажите, что предложение.
Тема урока: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении Цель урока: Систематизировать полученные знания о постановке знаков препинания в сложноподчиненном.
Автор: Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043.
Тире в бессоюзном сложном предложении. Части бессоюзного сложного предложения могут быть связаны при помощи союзов. Между частями сложного предложения.
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях.
Пилиндромы или перевертыши А роза упала на лапу Азора Кок, поп, потоп, топот, довод Город дорог. Голод, чем меч долог?
Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.
МБОУ СОШ 61 п.Персиановского Октябрьского района Ростовской области Урок-суд над Печориным (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени») 9 класс Автор:
Без знаков препинания в письменной речи обойтись невозможно. Пунктуация служит целям общения людей. При помощи знаков препинания пишущий выражает определённые.
Тема занятия 29: « Сложное предложение с разными видами связи ».
Н.М.Карамзин Роль вводных слов, обращений, междометий в повести Н. М. Карамзина « Бедная Лиза »
Транксрипт:

1 Цель: Каковы преимущества БСП перед синонимичными синтаксическими конструкциями? Какие свойства изображаемой в художественных текстах картины можно передать с помощью бессоюзных сложных предложений? Тема: Роль БСП в речи? М.Ю.Лермонтов

Следующие отрывки из романа М.Ю.Лермонтова очень важны для нашей работы. Анализируя в них БСП, мы попытаемся открыть еще несколько свойств этих сложных синтаксических конструкций в художественной речи. 2 Разговор Печорина с Максимом Максимычем о Бэле Отрывок из «Журнала Печорина»

Разговор Печорина с Максимом Максимычем о Бэле – Она за этой дверью; только я сам нынче напрасно хотел ее видеть: сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна. Я нанял нашу духанщицу: она знает по-татарски, будет ходить за нею и приучит ее к мысли, что она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня. 3 Возврат

Словарик ДУХАНЩИК – содержатель небольшого трактира, ресторана на Кавказе и на Ближнем Востоке 4 На текст На текст

– Каким синтаксическим конструкциям синонимичны БСП, употребленные в этом отрывке? (Сложноподчиненным предложениям (СПП). – Переделайте текст таким образом, чтобы БСП с двоеточием превратились в СПП. – Что для этого нужно сделать? (Подставить соответствующие союзы причины.) 5 На текст На текст

Измененный текст: Она за этой дверью; только я сам нынче напрасно хотел ее видеть, потому что сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит, оттого что пуглива, как дикая серна. Я нанял нашу духанщицу, так как она знает по-татарски... 6 На текст На текст

– Что изменилось в звучании текста? Какие синтаксические конструкции более уместны в этом отрывке? Почему? (СПП вносят элемент аналитичности, рассудительности, а порой даже занудности. БСП же передают обобщенный опыт, выраженный наиболее лаконичным, емким способом; придают речи Печорина живой, непринужденный характер.) 7 На текст На текст

– Об особенностях БСП по сравнению с синонимичными СПП писал еще М.Ломоносов: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части такой махины сплочены или склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых спаев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше». 8 На текст На текст

Отрывок из «Журнала Печорина» 9 На текст На текст

– Да! такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать. И тогда в груди моей родилось отчаяние На текст На текст

В следующем отрывке из «Журнала Печорина» достаточно много БСП, части которых соединены определенной интонацией, переданной на письме с помощью тире. Каковы смысловые отношения между частями этих предложений? (Отношения противопоставления.) 11 На текст На текст

Благодаря употреблению БСП со значением противопоставления между частями речь героя становится экспрессивной, выразительной.) 12 На текст На текст

Таким образом, анализируя отрывок «Дневника Печорина», а именно – его синтаксическую структуру, мы обращали внимание на употребление БСП, которые дают возможность сделать речь героя лаконичной, эмоциональной. 13 На текст На текст

– Сегодня на уроке в ходе лингвистических экспериментов мы показали, каковы преимущества БСП перед синонимичными синтаксическими конструкциями. Какие свойства изображаемой в художественных текстах картины можно передать с помощью бессоюзных сложных предложений? Живой, непринужденный характер речи героя ; динамичность действия, создание цельной картины из отдельных деталей повести. 14 На текст На текст

Мы доказали экспериментальным путем преимущества использования БСП при описании некоторых ситуаций. 15 На текс На текс