Тема: Качественное определение углерода в органических соединениях. Получение этилена и изучение его свойств.
Цель занятия: Выявить свойства предельных и непредельных углеводородов с помощью характерных химических реакций. Освоить навыки получения этилена в лабораторных условиях.
"Притча о старом садовнике"
1. Какие из этих веществ изомерны между собой? а) СН 3 - СН = СН - СН 2 – СН 3 б) СН 3 - СН = С - СН 2 - СН 3 | СН 3 в) СН 2 = С - СН 2 - СН 3 | СН 3 г) СН 3 - СН - СН = СН - СН - СН 3 | | СН 3 СН 3
2. Какое слово лишнее в ряду: метан пентан бутен гексан октан декан
3. Исправьте ошибку в строении молекулы и назовите алкен: СН 2 - СН 3 | СН 3 - СН 2 - СН 2 - СН 2 - СН = С - СН - СН 2 – СН 3 | | СН 2 СН 3 | СН 3 3-метил-4,7-диэтилнонен-4
4. Назовите алкен следующего строения: СН 3 - СН - СН 2 - С = С - СН 2 - СН 3 ; | СН 3 6-метилгептен-3
5. Каким способом в лабораторных условиях получают этилен, запишите уравнение реакции на доске?
6. Почему непредельные углеводороды химически более активны, чем предельные? Непредельные углеводороды химически более активны за счет наличия кратных связей. π - связь менее прочная, чем σ - связь, поэтому она легко разрушается под действием различных реагентов.
7. Допишите реакцию : СН 3 - СН = СН - СН 3 + Вr 2 Бутен -2 (Н2О) Бромная вода Какие вещества можно идентифицировать с помощью данной реакции
8. Какие продукты реакции образуются при полном окислении углеводородов? При полном окислении углеводородов в избытке кислорода образуются углекислый газ СО 2 и вода Н 2 О
9. Вставьте пропущенные слова: При присоединении веществ типа НХ, где Х = гплоген, - ОН группа, к несимметричным алкенам, атом водорода присоединяется к атому у связи, связанному с числом атомов углеродакратной большим водорода
10. Завершите предложение: Полимеризацией называется процесс соединения одинаковых молекул (мономеров), протекающий за счет разрыва кратных связей, с образованием... высокомолекулярного соединения (полимера)
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Соблюдать осторожность при работе с нагревательными приборами. 2. Спиртовку зажигать, не наклоняя к другой спиртовке, а поднося зажженную спичку к фитилю спиртовки. 3. Гасить спиртовку, накрывая колпаком.
4. При работе с реактивами соблюдать осторожность, не допуская попадания на одежду и кожу.
5. В избежании ожога слизистых оболочек запрещено подносить реактивы к лицу, пробовать их на вкус.
Домашнее задание: повторить материал учебника со страниц Составьте цепочку превращений используя изученный материал по темам: "Алканы", "Алкены", "Алкадиены", "Алкины".