«Имя прилагательное» Урок – обобщение. Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 930 ЮЗАО г.Москвы Теплякова Н.П.
Часть речи Имя прилагатель ное Местоимен ие Имя числитель ное ВопросКакой? ЗначениеОбозначает признак предмета Указывает на признак предмета, но не называет его Обозначает порядок предметов при счете Примеры Заполни таблицу:
«Знатоки поэзии». А цветы –то, цветы! Как живые, стоят, Улыбаются, глазки на солнце глядят, Словно речи ведут, как их жизнь.…., ….., да без слез, от забот далека…
И.Никитин А цветы –то, цветы! Как живые, стоят, Улыбаются, глазки на солнце глядят, Словно речи ведут, как их жизнь коротка, Коротка, да без слез, от забот далека…
Снова птицы летят издалека К берегам, расторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И …………….. ландыша ждет.
А.Фет «Весенние мысли» Снова птицы летят издалека К берегам, расторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет.
В душном воздухе молчанье, Как предчувствие грозы, …….. роз благоуханье, Звонче голос стрекозы…
Ф.Тютчев В душном воздухе молчанье, Как предчувствие грозы, Жарче роз благоуханье, Звонче голос стрекозы…
Я только тот люблю цветок, Который врос корнями в землю, Его люблю я и приемлю, Как ……… наш василек.
С.Есенин Я только тот люблю цветок, Который врос корнями в землю, Его люблю я и приемлю, Как северный наш василек.
Вы шлете мне ласки, В бессмертном избытке. Жасмин, маргаритки, ……… глазки.
К.Бальмонт Вы шлете мне ласки, В бессмертном избытке. Жасмин, маргаритки, Анютины глазки.
Разряды/ Признаки Качественн ые Относительн ые Притяжател ьные Значение Наличие степени сравнения Наличие краткой формы Сочетание с наречиями степени Подготовьте рассказ по таблице:
Г. Массель «Сон – трава».
Чтобы определить слитное или раздельное написание НЕ с прилагательным, нужно: 1. Выяснить, употребляется ли слово … Если не употребляется, то … 2. Затем выяснить, есть ли противопоставление. Если есть, то … 3. Определить, относятся ли к прилагательному слова …. Если относятся, то …. 4. Если не относятся, и к прилагательному можно подобрать …, то ….
А.Платонов «Неизвестный цветок».
Лингвистическая задача: 1. Алыч…вый – груш…вый. 2. Камыш, ключ, сторож, грош, холст, кумач, плюш, сургуч, парча.
«Верный тезис». 1. Нам не важно знать, от какой части речи образовано прилагательное. 2. В прилагательных, образованных с помощью суффиксов –ОНН, -ЕНН пишется -НН-. 3. В суффиксе –ЯН- всегда пишется –Н-. 4. В кратких прилагательных всегда пишется –Н-. 5. В суффиксе –ИН- всегда пишется –Н-. 6. Слова «ЗЕЛЕН..ЫЙ», «СИН…ИЙ», «РУМЯН…ЫЙ», «СВИН…ОЙ» пишутся с –Н-. 7. Слова «ВЕТРЕН…ЫЙ» и «БЕЗВЕТРЕН…ЫЙ» пишутся с –Н-. 8. В слове «СТАРИН…ЫЙ» пишется –Н-, потому что прилагательное образовано с помощью суффикса – ИН-.
П.П.Кончаловский «Сирень». «Цветок нельзя писать «так себе», его надо изучать так же глубоко, как и все другое. Цветы – великие учителя художников: для того чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица».
«Орфографическая задача». (Светло)голубой (англо)русский (плодово)ягодный (северо)западный (двух)этажный
«Узнай цветок». Этот цветок часто называют «соперником розы». Посмотри на него. Какой он пышный, красивый. Да и окраска у … самая (разно)образная: (нежно) розовая, (снежно)белая, (ярко) красная, (густо)малиновая. И у многих чудесный аромат. В древности … ценили за целебные качества. Даже название растению древние греки дали по имени бога здоровья.
Пион. Этот цветок часто называют «соперником розы». Посмотри на него. Какой он пышный, красивый. Да и окраска у пиона самая разнообразная: нежно-розовая, снежно- белая, ярко-красная, густо- малиновая. И у многих чудесный аромат. В древности пионы ценили за целебные качества. Даже название растению древние греки дали по имени бога здоровья Пеона.
«Конкурс писателей». ПАМЯТКА. Композиция описания: 1. Общая характеристика предмета описания или впечатления от него. 2. Признаки предмета описания. 3. Общая оценка предмета описания.
А.М.Горький. Из письма сыну: «Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, растут… Вот если бы ты всегда и везде, всю жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, - легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять.»