Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно- педагогическом процессе Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно- педагогическом процессе
«Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» Артур Шопенгауэр
Здоровье – Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Физическое здоровье – Физическое здоровье – это функционирование всего организма, наличие или отсутствие физических дефектов, заболеваний.
Психическое здоровье – Психическое здоровье – это нормальное течение психических процессов. Компоненты: положительное отношение к себе; оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности; реалистичное восприятие окружающих людей, умение адекватно воздействовать на них.
Социальный компонент здоровья – это осознание личностью себя в качестве субъекта мужского или женского пола и взаимодействие личности с окружающими.
Факторы, влияющие на здоровье ребенка: эндогенные; экзогенные; внутришкольные.
Внутришкольные факторы риска: интенсификация учебного процесса; стрессовая педагогическая тактика; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; нерациональная организация учебной деятельности; низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерба здоровью учащихся»
- условия обучения ребенка в школе; - рациональная организация учебного процесса; - соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; - необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. Здоровьесберегающие технологии – это:
Принципы здоровьесберегающих технологий должны способствовать - профилактике, диагностике и коррекции здоровья учащихся в учебном процессе; - развитию познавательной деятельности школьников; - гуманизации образования.
Общедидактические принципы – Специфические принципы, Общедидактические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий. Специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.
Общедидактические принципы: 1. Принцип сознательности. 2. Принцип активности. 3. Принцип наглядности. 4. Принцип систематичности и последовательности.
Специфические принципы: 1. Принцип «Не навреди!» 2. Принцип триединого представления о здоровье. 3. Принцип повторения умений и навыков. 4. Принцип постепенности. 5. Принцип доступности и индивидуализации. 6. Принцип непрерывности.
7. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха. 8. Принцип цикличности. 9. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. 10. Принцип всестороннего гармонического развития личности. 11. Принцип оздоровительной направленности.
12. Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников. 13. Принцип активного обучения. 14. Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей. 15. Принцип связи теории с практикой.
Основные средства обучения: - средства двигательной направленности; - оздоровительные силы природы; - гигиенические.
Двигательные действия: - движение; - физические упражнения; - физкультминутки и подвижные перемены; - гимнастика; - подвижные игры; -специально организованная двигательная активность ребенка; - массаж и самомассаж; - психогимнастика и тренинги.
Занятия на свежем воздухе.
Гигиенические средства: - выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; - личная и общественная гигиена; - проветривание и влажная уборка помещений; - соблюдение общего режима дня, двигательной активности, режима питания и сна; - привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка; - обучение детей простейшим навыкам оказания медицинской помощи; - организация порядка проведения профилактических прививок; - ограничение предельного уровня учебной нагрузки, чтобы избежать переутомления.
Аспекты: 1. Гигиенические условия в классе (кабинете). 2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем. 3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. 4. Число использованных учителем видов преподавания. 5. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности.
6. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач. 7. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. 8. Физкультминутки и физкультпаузы, а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять. 9. Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
10. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке. 11. Благоприятный психологический климат на уроке. 12. Преобладающее выражение лица учителя. 13. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. 14. Темп и особенности окончания урока. 15. Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Саногенное мышление – Саногенное мышление – это мышление, способствующее поддержанию здоровья, погашающее внутренний конфликт, напряженность, позволяющее контролировать эмоции, потребности, желания и предотвращающее заболевания.
Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии: 1. Фитотерапия. 2. Ароматерапия. 3. Арт-терапия.
"Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учёбе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание» В.А. Сухомлинский
Задачи МОУ Увельская СОШ 3: - организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья учащихся; - создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения; - осознание школьником себя как ценности и ценности здоровья для собственной жизни, для взаимодействия с другими людьми; - обучение ребёнка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья с целью самостоятельного применения их впоследствии.
- непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни; - привитие детям элементарных навыков гигиены; - использование физкультминуток и подвижных перемен; - проветривание, влажная уборка помещений; - ароматерапия, витаминотерапия; - использование функциональной музыки; - чередование занятий с высокой и низкой активностью; Условия:
- специально организованная двигательная активность ребенка; - комфортное начало и окончание урока; - упорядочение системы домашних заданий; - объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащегося; - учет индивидуальных способностей и особенностей ребенка; - личный пример учителя; - организация саморефлексии; - игровые методы психокоррекции; - массовые оздоровительные мероприятия.
Спасибо за внимание! Будьте здоровы!