«Методика словарной работы в возрастных группах» Семинар – практикум.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила: Вяткина Е.Н.. Что такое словарная работа? «Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение.
Advertisements

Звуковая культура речи детей 3-4 лет Подготовила: Хамитова Зульфия Жабаевна.
Словарный запас дошкольника В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми,
Составила: учитель-логопед Кузнецова Н.Ю.. 1. Обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими)
Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи Учитель-логопед Никонова И.Л.
Педагогический совет на тему: Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне их Составитель: Сосновских Валентина.
Сообщение для педагогов Тема: «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей детей»
* Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование.
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ : «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Подготовила и провела.
называть предметы окружающей обстановки; знать 4 основных цвета и геометрические фигуры: понимать, какие предметы относятся к группе «Мебель», «Игрушки»,
В МБДОУ детский сад КВ 8 «Рябинка» прошло методическое объединение учителей-логопедов Таштагольского района «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста учитель-логопед Левдина Елена Евгеньевна.
«Юные журналисты» Руководитель кружка: педагог первой квалификационной категории Мордвинцева Анастасия Юрьевна.
Речевые компоненты Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха Правильное произношение звуков родного языка Правильное произношение.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе,
Логопедическая служба в школе-интернате 52 Обухова Ю.А. Учитель-логопед.
Воспитатели 2 младшей группы Руденко Т.Н. Байтикенова С. М г. Повышение речевой активности у детей дошкольного возраста средствами устного народного.
Г. Нижневартовск, 2016 г. 1 Словарная работа на уроках литературного чтения.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ – ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста в событийной действительности. ГБОУ г.Москвы ЦО 2045 Учитель- логопед Рыжова Надежда.
Транксрипт:

«Методика словарной работы в возрастных группах» Семинар – практикум

Игра – тренинг «Перефразирование» Выбрать любое четверостишье Перефразировать строфу таким образом, чтобы каждое слово в нем передавалось иным словом или словосочетанием Прочитать перефразированное четверостишье Время на выполнение задания 15минут

Что такое словарная работа? «Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка» М.М. Алексеева, В.И. Яшина «Словарная работа – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов»А.М. Бородич «Словарная работа – необходимое условие освоения родного языка, его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи» О.С. Ушакова.

Задачи словарной работы Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе Закрепление и уточнение словаря. Активизация словаря. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектных, просторечий, жаргонных).

Задачи по формированию словаря в разных возрастных группах.

1 младшая группа Учить детей по словесному указанию педагога находить предмет по названию, цвету, размеру Обогащать словарь детей: существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей, транспортных средств. глаголами, обозначающими трудовые действия, действия, противоположные по значению, действия, характеризующие взаимоотношения людей, их эмоциональное состояние

прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий); наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко). Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

2 младшая группа На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить различать и называть: существенные детали и части предметов (у платья рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая),

некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка блюдце, стул табурет скамеечка, шуба пальто дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.) называть части суток (утро, день, вечер, ночь); различать по внешнему виду домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Средняя группа Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении, расширения представлений о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они изготовлены, видимых и некоторых скрытых свойств материалов (мнется, бьется, ломается, крошится). Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии;

глаголы, характеризующие трудовые действий (доктор лечит, выписывает лекарство, бинтует, измеряет давление, смазывает горло и т.д.). Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток, характеризовать состояние и настроение людей. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый грязный, светло темно). Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные).

Старшая группа Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем. Обогащать речь существительными, обозначающими предметы бытового окружения, растения, животных, птиц, профессии, орудия труда; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый снег, сахар, мел, медицинский халат), слов со сходным значением (шалун озорник проказник), с противоположным значением (слабый сильный, пасмурно солнечно). Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Подготовительная группа Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Продолжать вводить в речь детей эмоционально- оценочную лексику. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точ­ном соответствии с их значением и целью высказывания. Помогать усваивать выразительные средства языка

Содержание словарной работы Бытовой словарь (части тела, лица, одежда, посуда и др.) Природоведческий словарь (Живая, неживая природа) Обществоведческий словарь (страна, труд людей, праздники, армия) Эмоционально-оценочная лексика (слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства) Слова, обозначающие время, пространство, количество

Методы словарной работы Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны (рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.

В какой возрастной группе используются данные формы и методы работы Осмотр помещений Экскурсии Рассматривание предметов Сравнение, различение, обобщение. Беседы по игрушкам. Описание игрушек и составление загадок по ним. Рассматривание картин. Дидактические игры Драматизация и инсценировка с игрушками

Задание на второй день Разработать конспект занятия по осмотру помещения, учитывая особенности возрастной группы, на которой вы работаете. Подумать в каких видах деятельности может осуществляться словарная работа.

Благодарим за внимание!