Н.В.Гоголь: "Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа». Л.Н.Толстой: «Чувство красоты развито у него до высшей степени, как ни у кого». Н.Чернышевский: «Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, какое должен занимать в своей стране великий писатель». Александр Сергеевич Пушкин
В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. « Онегина » можно назвать энциклопедией русской жизни и высшей степени народным произведением В. Г. Белинский «Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы…»
Бал у Лариных Ленский Онегин и Ленский Татьяна с Няней
Ф. М. Достоевский ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ (1880) " Не такова Татьяна : это тип твердый, стоящий твердо на своей почве. Она глубже Онегина и, конечно, умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чем правда, что и выразилось в финале поэмы. Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы. Это положительный тип, а не отрицательный, это тип положительной красоты, это апофеоз русской женщины, и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным ». «Итак, она звалась Татьяной…дика печальна, молчалива, как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной казалось девочкой чужой… Задумчивость, её подруга от самых колыбельных дней, Теченье сельского досуга Мечтами украшала ей».
Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна Онегина привлек образ недосягаемой светской дамы в лице Татьяны… Татьяна не могла построить счастья на чужом несчастье. Это не позволило ей ответить на чувства Онегина. Нравственное превосходство героини ставит ее образ на недосягаемую высоту рядом с Онегиным, поэтому он снова обречен на страдания. И финал романа высвечивает «мысль» Пушкина, в которой – гимн русской женщине. Так, образ Татьяны Лариной не только оттеняет всю несостоятельность главного героя, но и кардинально меняет тональность произведения. Я просто убежден, что и сам автор считает «Татьяну милую» свою более значимой фигурой в романе, чем Онегин. И вполне возможно, что он мог бы назвать роман ее именем.