Роль стихии в судьбе человека (по повести А.С. Пушкина "Метель") Цель: Выяснить, в чем заключается судьбоносное значение метели в жизни героев произведения.
Подберите слова - ассоциации
Кони мчатся по буграм, Топчут снег глубокой... Вот в сторонке божий храм Виден одинокой Вдруг метелица кругом; Снег валит клоками; Черный вран, свистя крылом, Вьется над санями; Вещий стон гласит печаль! Кони торопливы Чутко смотрят в темну даль, Воздымая гривы... Жуковский.
Можно ли предположить, что метель играет роль случая, от которого, по мысли Пушкина, зависит судьба человека ?
- Как можно охарактеризовать состояние Марьи Гавриловны? - Почему возникла метель в душе Марьи Гавриловны? - Какие два «фронта» столкнулись в её душе?
Найдите скрытую иронию Пушкина (Наши любовники были в переписке и всякий день видались наедине в сосной роще или у старой часовни. Там они клялись в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения…если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее? Наступила зима и прекратила их свидания; но переписка сделалась тем живее. Владимир Николаевич в каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей, которые, конечно, будут тронуты наконец героическим постоянством и несчастием любовников и скажут им непременно: Дети! придите в наши объятия.)
Почему возникает метель, какова её роль в произведении?
Метель играет роль…лучая? Метель Маша Владимир Бурмин ? ? ?
На дворе была метель. Ветер выл, ставни тряслись и стучали все казалось угрозой и печальным предзнаменованием. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу
В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу;… Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса… Прошло еще около десяти минут… Метель не утихала, небо не прояснялось… Все сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться…. Владимир с ужасом увидел… Отчаяние овладело им… Слезы брызнули из глаз его; он поехал наудачу.
Вальс Свиридова Действие Владимира ? Сравните выражение состояния Владимира словами А.С.Пушкина и музыкой Г.В.Свиридова Повторяется мотив музыка то усиливается, то прерывается легкой, спокойной мелодией музыка становится более насыщенной, грозной Метель - это реальная сила, мешающая осуществлению планов Владимира
Непонятное беспокойство овладело мною, казалось кто-то меня так и толкал. Метель не унималась. Я не вытерпел, поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать, буря не утихала. Я увидел огонёк и велел туда ехать.
Вспомните, в каких произведениях мы уже встречались с этим несюжетным элементом -Каковы функциональные особенности снов? -Какие сны видела главная героиня?
Нравственное преступление Надуманные отношения Раскаяние Неосознание своей вины Печальное предзнаменование Пытается остановить Отнимает счастье, не даёт возможности обвенчаться Кто-то так и толкал Реальная сила, которая помогает
Каких героев связывает мотив наказания, а каких мотив прощения?
Подумайте и ответьте на следующие вопросы: - Закончилась ли метель в произведении и в душе героев? - Закончилась ли метель в произведении и в душе героев? - Возможно ли их счастье? - Возможно ли их счастье?