Жабина Галина Витальевна учитель начальных классов МБОУ «Гимназия 74» Возможности использования текстовых задач для формирования универсальных учебных действий у младших школьников
Цель: выявить возможности для формирования познавательных универсальных учебных действий в ходе обучения младших школьников решению текстовых задач.
Универсальные учебные действия» (УУД) совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, включая организацию этого процесса. (ФГОС начального общего образования)
Универсальные учебные действия» (УУД) Личностные Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие
Цели в обучении младших школьников решению задач: научить детей выполнять семантический и математический анализ текстовых задач; выявлять взаимосвязи между условием и вопросом, данными и искомыми; представлять эти связи в виде схематических и символических моделей.
Виды моделей (программа Н.Б.Истоминой) предметные схемати- ческие символи- ческие вербальные
Методические приемы: сравнение текстов задач; преобразование текстов задач; конструирование; выбор (моделей, текстов, решений).
Пример 1. Чем похожи тексты задач? Чем отличаются? Какую задачу ты можешь решить, а какую – нет? Почему? На одном проводе сидели ласточки, а на другом 7 воробьев. Сколько птиц сидело на проводах? На одном проводе сидело 9 ласточек, а на другом 7 воробьев. Сколько птиц сидело на проводах?
Для формирования познавательных УУД используются приемы: выбор схемы; выбор вопросов; выбор выражений; выбор условия; выбор данных; изменение текста задачи; постановка вопроса; объяснение выражений; выбор решения и др.
Пример 2. Выбери схему, которая соответствует тексту задачи. В портфеле лежит 14 тетрадей. Из них 9 в клетку, остальные в линейку. Сколько тетрадей в линейку лежит в портфеле? ? 14 ? 9
Пример 3. Подумай! На какие вопросы можно ответить, пользуясь данным условием? От проволоки длиной 15 дм отрезали сначала 2 дм, а потом еще 4 дм. Вопросы: Сколько всего дециметров проволоки отрезали? На сколько дециметров меньше отрезали в первый раз, чем во второй? На сколько дециметров проволока стала короче? Сколько дециметров проволоки осталось?
Пример 4. Подбери условие к данному вопросу и реши задачу. Сколько всего детей занимается в студии? В студии 30 детей, из них 16 мальчиков. В студии мальчики и девочки. Мальчиков на 7 меньше, чем девочек. В студии 8 мальчиков и 20 девочек. В студии 8 мальчиков, а девочек на 2 больше.
Пример 5. Что обозначают выражения, записанные по условию задачи? Лена прыгнула через скакалку 25 раз, маша – 35 раз, Таня – 30. На сколько больше прыжков сделала Маша, чем Таня? На сколько меньше прыжков сделала Лена, чем Маша?
Составление и решение краеведческих задач У младших школьников формируются познавательные универсальные учебные действия (моделирование, познавательные логические и знаково- символические), умение находить разные способы решения задач
Уровни сформированности универсальных учебных действий учащихся 3-го класса ( уч.год)