Департамент образования города Москвы Северо-Западное окружное управление образования Государственное образовательное учреждение окружной методический центр Стратегия сотрудничества детского сада и начального звена средней школы материал подготовлен методистом СП ДО ОМЦ Бреевой М.Н. Москва, 20010
Модели построения единого образовательного пространства ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ДОГОВОРУ ПРОГИМНАЗИЯ «Детский сад -начальная школа»
Механизм построения системы непрерывного образования АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ и ВОСПИТАНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДОУ ЗНАНИЯ ЗНАНИЯ УМЕНИЯ УМЕНИЯ НАВЫКИ НАВЫКИ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Направления совместных действий 1.Обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду. 2. Совершенствование форм организации, методов воспитания и обучения в дошкольном учреждении и начальной школе. 3. Оказание компетентной профессиональной помощи семье на пороге школы и в период адаптации.
Взаимодействие между образовательными учреждениями возможно осуществлять по схеме: Налаживание взаимодействия между ДОУ и СОШ возможно на основе договора о совместной работе. Он заключается ежегодно в августе, руководителями образовательных учреждений. В данном договоре обязательно обозначается: - цель сотрудничества, - средства обеспечения преемственности, - права и обязанности ДОУ и школы
1 этап Договор о сотрудничестве между школой и дошкольным образовательным учреждением Государственное образовательное учреждение _______________ (далее – школа) в лице директора ____________________________________ и дошкольное образовательное учреждение (далее – ДОУ) _____________________________________ в лице заведующей ______________________________________________________ __ заключили настоящий договор. 1. Предмет договора Осуществление взаимодействия учреждений образования: школы и ДОУ с целью обеспечения преемственности учебно- воспитательного процесса, социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой ведущей деятельности – школьного обучения, или учебной деятельности. 2. Цель договора Совместная разработка и реализация моделей взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность: в программах, передовых педагогических технологиях; формах и методах работы педагогов с детьми; осуществлении педагогического сотрудничества с родителями.
2 этап. Обсуждение, составление и утверждение плана совместной работы между ДОУ и школой.(август) План совместной работы также утверждается директором школы и заведующей д/с и согласовывается методистами ОМЦ на собеседовании ежегодно.
Совместные беседы с администрацией и методическими службами образовательных учреждений; Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях; Анализ и корректировка совместных действий;
Работа с детьми по адаптации Организационно- методическая работа с кадрами Взаимодействие с семьей Сотрудничество с социумом План совместных мероприятий ДОУ И СОШ Содержание совместной деятельности по направлениям
Рекомендации по составлению плана совместных действий 1.Организационно-методические мероприятия: День открытых дверей в начальной школе для воспитателей д/с «Первые дни ребенка в школе: адаптационный период» ( конец октября) Цель: выявить уровень адаптации выпускников ДОУ в школе, знакомство воспитателей с системно- деятельностным подходом в обучении. День открытых дверей в ДОУ для учителей 4-х классов «Всестороннее развитие ребенка- дошкольника в игровой деятельности. », «Использование здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и ОУ» (октябрь-ноябрь) Цель: знакомство с видами игр, игровыми методами и приемами учителей начальной школы с целью интеграции их в образовательный процесс начальной школы в период адаптации.
Традиционные совместные круглые столы (1 раз в квартал) «Преемственность дошкольного и начального общего образования: перспективы сотрудничества и достижения», Совместных педсоветы (2-а раза в год); Мастер-классы с участием специалистов по проблеме. (3 раза в год); Методические объединения или творческие встречи педагогов ДОУ и НО СОШ по вопросу технологической преемственности (2 раз в год, составление рекомендаций для родителей, специалистов); Взаимопосещение занятий в ДОУ и уроков в начальной школе(в течение года воспитатель, учитель нач. школы, психологи ОУ); Мониторинг готовности выпускников ДОУ к школьному обучению.(Работа по карте развития ребенка 6-7 лет-2 раза в год, в соответствии с циклограммой деятельности) Цель: выявление уровня готовности выпускников ДОУ к обучению в школе на начало года, построение индивидуальных образовательных маршрутов, коррекция проблем, повторное обследование.
Взаимодействие с семьей o День открытых дверей для родителей будущих первоклассников в ОУ(презентация СОШ воспитательно-образовательного процесса - март), o Акция: информационная поддержка семьи «Образовательные учреждения- родителям будущих первоклассников( работа на сайте ДОУ, СОШ), o Тематические родительские собрания; «Педагогика сотрудничества:педагог-ребенок- родители» (2 раза в год), o Нетрадиционные формы сотрудничества: совместные педагогические гостиные, семейные клубы, семейные кафе.(2 раза в год) o Совместные праздники с участием родителей ( можно прописать в годовом плане)
Взаимодействие с социумом Адаптивные экскурсии в школу, детскую библиотеку, музеи и т.п. Цикл совместных выставок продуктивной деятельности(в течение года), Акция: «Начальная школа –детскому саду: новогоднее чудо», Интеллектуальный марафон «Знай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста, Конкурс проектно-исследовательских работ «Будущее Северо-Запада» номинация «Светлячок» (февраль), Участие в окружной выставке «Молодежное Экспо на Север-Западе» (апрель), Акция:«Школьные музеи-дошкольникам округа» (апрель-май).
Работа с детьми Участие детей в совместных выставках творческих работ ДОУ И СОШ (в течение года); Участие детей в совместном Фестивале по театрализованной деятельности (декабрь); o Участие детей в совместных спортивных праздниках; o Участие в совместных акциях.