СВЯТКИ
СВЯТКИ Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова. Канун Рождества называют сочельником. Слово "сочельник" производят от сочиво - зерновая постная каша на конопляном соку с сушеными ягодами или медом (то же, что кутья). Сочиво разрешалось вкушать в сочельник с наступлением вечера. Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова. Канун Рождества называют сочельником. Слово "сочельник" производят от сочиво - зерновая постная каша на конопляном соку с сушеными ягодами или медом (то же, что кутья). Сочиво разрешалось вкушать в сочельник с наступлением вечера. Святки, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, все 12 дней, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми. Святки, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, все 12 дней, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.
КОЛЯДОВАНИЕ ЗВЕЗДА - предмет ритуала славления Христа. Деревенские ребята ходили из дома в дом, поздравляя всех с Рождеством, один из них нес в руках звезду. Обход дворов со звездой осмыслялся как приход волхвов, которых привела чудесная звезда, взошедшая над Вифлеемом в момент рождения младенца Иисуса Христа. Обсыпание же зерном воспринималось как пожелание богатства дому в наступающем новом году. ЗВЕЗДА - предмет ритуала славления Христа. Деревенские ребята ходили из дома в дом, поздравляя всех с Рождеством, один из них нес в руках звезду. Обход дворов со звездой осмыслялся как приход волхвов, которых привела чудесная звезда, взошедшая над Вифлеемом в момент рождения младенца Иисуса Христа. Обсыпание же зерном воспринималось как пожелание богатства дому в наступающем новом году. По обряду молодежь веселыми ватагами ходила от избы к избе с пением колядок - поздравительных новогодних песен. По обряду молодежь веселыми ватагами ходила от избы к избе с пением колядок - поздравительных новогодних песен. Колядование проводилось трижды: в рождественский сочельник, накануне Васильева дня (в ночь с 13.1 на 14.1), в крещенский сочельник. Колядование проводилось трижды: в рождественский сочельник, накануне Васильева дня (в ночь с 13.1 на 14.1), в крещенский сочельник. "Окно и рождественское печенье" играло важную роль в обряде колядования. Под окном выкликали коляду. Колядующие в дом не приглашались, хозяева сами выходили на крыльцо, услышав "клик коляды". "Окно и рождественское печенье" играло важную роль в обряде колядования. Под окном выкликали коляду. Колядующие в дом не приглашались, хозяева сами выходили на крыльцо, услышав "клик коляды". Рождественское печенье, обязательно подававшееся колядующим, в старину выпекалось из ржаного теста в виде различных животных: коровок, лошадок, овечек - и называлось козульками. Рождественское печенье, обязательно подававшееся колядующим, в старину выпекалось из ржаного теста в виде различных животных: коровок, лошадок, овечек - и называлось козульками.
РЯЖЕНИЕ ИГРЫ РЯЖЕНЫХ.Ряженые - наиболее важные персонажи святочной обрядности. В святочные вечера ватаги замаскированной молодежи с шумом, свистом врывались в крестьянские избы, на праздничные вечеринки - "игрища". Лица закрывались масками, тряпками, замазывались сажей. Очень часто рядились в медведя, коня, козу, быка, журавля. ИГРЫ РЯЖЕНЫХ.Ряженые - наиболее важные персонажи святочной обрядности. В святочные вечера ватаги замаскированной молодежи с шумом, свистом врывались в крестьянские избы, на праздничные вечеринки - "игрища". Лица закрывались масками, тряпками, замазывались сажей. Очень часто рядились в медведя, коня, козу, быка, журавля. Особенно популярной была игра "в козу и медведя", Коза плясала под песню или под балалайку, поворачиваясь то одним боком, то другим к зрителям, приседала, выполняла сложные коленца ногами. Медведь - парень в вывороченном тулупе - старался неуклюже подыграть козе. Вдруг коза с криком падала - "умирала", затем вскакивала - "воскресала", и пляска продолжалась. Особенно популярной была игра "в козу и медведя", Коза плясала под песню или под балалайку, поворачиваясь то одним боком, то другим к зрителям, приседала, выполняла сложные коленца ногами. Медведь - парень в вывороченном тулупе - старался неуклюже подыграть козе. Вдруг коза с криком падала - "умирала", затем вскакивала - "воскресала", и пляска продолжалась.
МАСКИ РЯЖЕНЫХ В русской деревне маски назывались "личинами", "харями", "харюшками". Личина придавала человеку, надевшему ее, нечеловеческое обличье, она являлась концентрированным выражением чужой и опасной сущности. В народном представлении она выступала как нечистый, колдовской предмет. Парни, надевавшие в святки маски, должны были в Крещение обязательно очиститься - совершить ритуальное омовение в освященной церковью проруби или окропить себя святой крещенской водой. В русской деревне маски назывались "личинами", "харями", "харюшками". Личина придавала человеку, надевшему ее, нечеловеческое обличье, она являлась концентрированным выражением чужой и опасной сущности. В народном представлении она выступала как нечистый, колдовской предмет. Парни, надевавшие в святки маски, должны были в Крещение обязательно очиститься - совершить ритуальное омовение в освященной церковью проруби или окропить себя святой крещенской водой. Маска - предмет очень редкий для музеев. Крестьяне никогда не хранили личины, так как, по поверьям, они могли принести несчастье дому. Маска - предмет очень редкий для музеев. Крестьяне никогда не хранили личины, так как, по поверьям, они могли принести несчастье дому.
В.А.Жуковский «Светлана» Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили; Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны. Песенки подблюдны. Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою; И на том столе стоит Зеркало с свечою; Два прибора на столе. «Загадай, Светлана; В чистом зеркала стекле В полночь, без обмана Ты узнаешь жребий свой: Стукнет в двери милый твой Легкою рукою; Упадет с дверей запор; Сядет он за свой прибор Ужинать с тобою».
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» *** *** Татьяна любопытным взором На воск потопленный глядит: Он чудно вылитым узором Ей что-то чудное гласит; Из блюда, полного водою, Выходят кольцы чередою; И вынулось колечко ей Под песенку старинных дней: «Там мужички-то всё богаты, Гребут лопатой серебро; Кому поем, тому добро И слава!» Но сулит утраты Сей песни жалостный напев; Милей кошурка сердцу дев. *** Морозна ночь, все небо ясно; Светил небесных дивный хор Течет так тихо, так согласно... Татьяна на широкой двор В открытом платьице выходит, На месяц зеркало наводит; Но в темном зеркале одна Дрожит печальная луна... Чу... снег хрустит... прохожий; дева К нему на цыпочках летит, И голосок ее звучит Нежней свирельного напева: Как ваше имя? Смотрит он И отвечает: Агафон.
*** Татьяна, по совету няни Сбираясь ночью ворожить, Тихонько приказала в бане На два прибора стол накрыть; Но стало страшно вдруг Татьяне... И я при мысли о Светлане Мне стало страшно так и быть... С Татьяной нам не ворожить.
И.Н.Крамской «Святочное гаданье»
Карл Брюллов «Гадающая Светлана»
К.Е.Маковский «Святочные гаданья»
Зимние календарные обряды. Святки. Презентацию к уроку создала Презентацию к уроку создала учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 400 ГБОУ СОШ 400 имени Александра Невского имени Александра Невского Терехова Ирина Михайловна Терехова Ирина Михайловна Санкт-Петербург-2012 Санкт-Петербург-2012