Семинар «Развитие связной речи дошкольников: комплексный подход» Проводят учитель-логопед Буданова А.А. и старший воспитатель Шабельникова И. В. МБДОУ ДС 50 «Теремок» Г. Озёрск
Этапы семинара: 1 этап 1 этап – теоретически- практический 2 этап 2 этап – практический: показ итогово-проверочных занятий 3 этап 3 этап – итоговый: рекомендации по итогам занятий
Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности. «Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка» (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев)
Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе
Формы связного высказывания диалог монолог повествование описание рассуждение
Задачи обучения детей связной речи
Ранний возраст 1 – Учить детей слушать и понимать рассказы и сказки. 2 – Учить детей повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. 3 – Учить детей в 2 – 4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке
Средняя группа 1- Подводить детей к составлению коротких (3- 4 предложения) описаний игрушек и картинок 2 – учить составлять высказывание повествовательного типа через драматизацию знакомых сказок.
Старшая группа 1 – Формирование элементарных представлений о структуре описания и повествования. 2 – Учить составлять повествовательные рассказы из 5-6 предложений, указывая место и время действия, соблюдать композицию и последовательность изложения. 3 – В рассказах по одной картине придумывать предшествующие и последующие события.
Подготовительная к школе группа 1 – Учить детей строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) 6 и более развёрнутых предложений 2 – самостоятельно оценивать и анализировать рассказы с точки зрения их содержания, структуры и связности
Примерная структура занятия Этап занятия Время занятия для групп (мин) 2 мл.средняяСтарш.Подготов. Организационный момент 1122 Арт. гимнастика и (или) голосовые упражнения. Формирование ЗКР 3344 Сообщение темы занятия: рассматривание картинки или игрушки. Беседа 4556 Физминутка 3344 Составление предложений с соответствующей словарной работой Составление рассказа самостоятельно 4568 Итого
рассказать о приёмах для привлечения внимания детей и поддержания интереса к сообщению, рассказу, теме занятия
Последовательное рассматривание = Последовательное рассказывание Золотое правило моделирования:
Практическое задание: 1 подгруппа 1 подгруппа – составить рассказ об игрушке для 2 мл. группы; 2 подгруппа 2 подгруппа – составить рассказ по сюжетной картинке для средней группы; 3 подгруппа 3 подгруппа – составить рассказ по серии сюжетных картинок для ст. д/в
Мероприятие прошло полезно, познавательно, интересно Освежила в памяти знакомый материал Ничего нового не было, всё давно известно