Тема урока :. Раздел: Подраздел: Урок разработала учительница географии 1квалификационной категории Гафурова Гульчачак Канафеевна
Гигантский ручей называют рекой, По руслу бежит поток голубой. Есть горные речки, есть речки долин. Все они разных длин и глубин. Но все они к морю бегут, в океан, К водным просторам, где ветер-буян.
Цели: Образовательные : Расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах. Дать представление о неравномерности распределения водных ресурсов на территории страны. Познакомить с новыми понятиями и номенклатурой географических названий по теме. Продолжить формирование общеучебных навыков (работа с картой и учебником). Воспитательные : Воспитывать чувство прекрасного: любовь к природе, желание охранять ее; любовь к поэзии. Воспитывать патриотизм, через познание природы родного края. Обогащать речь школьников. Развивающие : Развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность. Способствовать активизации процесса обучения. Осуществлять уровневую дифференциацию знаний. Продолжать формирование у учащихся частично-поисковой познавательной деятельности. Развивать умение получать знания в измененных ситуациях..
Технология развивающего обучения. Тип урока: Изучение нового материала. Формы проведения урока: Повторение с учащимися уже известных и знакомство с новыми терминами и понятиями; Беседа- проверка знаний учащихся и заполнение схемы о видах внутренних вод; Практическая работа с использованием, карты по определению и обозначению крупнейших рек России; Самостоятельная работа учащихся с учебником, для формирования образа рек России, о влиянии рельефа на реки. Учебно - наглядный комплекс: Физическая карта России - атлас, учебник, « Оценочные листы», инструктивные карточки; Мультимедиа
Задачи: Расширить и углубить знания о внутренних водах и водных ресурсах России. Расширить и углубить знания о внутренних водах и водных ресурсах России. Познакомиться с новыми понятиями и номенклатурой географических названий по теме. Познакомиться с новыми понятиями и номенклатурой географических названий по теме.
План изучения нового материала: 1. Виды внутренних вод. 2. Реки России: -общая характеристика -общая характеристика -влияние рельефа на реки; -влияние рельефа на реки; -характер течения рек, работа рек; -характер течения рек, работа рек; -вычисление величин: падения и уклона реки; -вычисление величин: падения и уклона реки;
Повторение изученной темы- Климат и климатообразующие факторы 1в. И.В. Воейков – это 1в. И.В. Воейков – это 2в. Климатообразующие факторы- 2в. Климатообразующие факторы- 3в.Солнечная радиация- 3в.Солнечная радиация- 4в.Деление Солнечной Радиации- 4в.Деление Солнечной Радиации- 5в.Воздушные массы- ? и 4 типа воздушных масс? 5в.Воздушные массы- ? и 4 типа воздушных масс? 6в. Атмосферный фронт-? 6в. Атмосферный фронт-?
Актуализация знаний 7в. Атмосферный вихрь- циклон-? 7в. Атмосферный вихрь- циклон-? 8в. Антициклон-? 8в. Антициклон-? 9в.Изотерма-?, синоптическая карта-? 9в.Изотерма-?, синоптическая карта-? 10в.Коэффициент увлажнения-? Формула ? 10в.Коэффициент увлажнения-? Формула ? 11в.Испарение, испаряемость-? 11в.Испарение, испаряемость-? 12. В каких климатических поясах расположена Россия? 12. В каких климатических поясах расположена Россия?
РОЛЬ ВОДЫ РОЛЬ ВОДЫ Без воды нет жизни, человек и все другие организмы не могут жить без воды. Вода- дар природы, драгоценный минерал. Россия богата водами на суше, которые называются внутренними водами. Из водной оболочки- гидросферы на В.В приходится всего 2%- это пресная чистая вода. Главными компонентами влияющими на воды является КЛИМАТ и РЕЛЬЕФ. Люди издавна селились на берегах рек, строили свои дома потому что, только близость реки помогало им вести свое хозяйство, топить бани, поливать огороды. Ученый и историк Ключевский назвал реки « кровеносными сосудами» изучаемой территории. По характеру поверхности и рельефу реки бывают: равнинные и горные. Теперь рассмотрим состав внутренних вод: Теперь рассмотрим состав внутренних вод:
Реки
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ Проблемный вопрос :Из чего же состоит река?( Вспоминаем курс из 6-7 класса) 1. Исток реки -это место начала реки, родника( смотри рисунок) 2.Устье реки- это место впадает река 3.Пойма-это часть речной долины которая затапливается во время половодья. 4. Речная долина- это расстояние между берегом и руслом 5. Приток бывает левый и правый( узнаем встав лицом к устью главной реки) 6. Длина реки- это расстояние от истока до устья 7. Речная система- это главная река с притоками 8. Бассейн реки- участок поверхности Земли с которой река собирает воду, или питается. 9. Водораздел реки- это граница между двумя речными системами 10. Склон реки- это участки земной поверхности, ограничивающие долину с боков. 11.Река -это поток воды, который течет по выработанному углублению, руслу. 12. Режим реки- это питание ( смешанное), паводок и половодье. 13.Паводок- кратковременный подъем реки. 14. Половодье - ежегодный продолжительный подъем уровня воды. (По слайду 12 рассмотреть строение реки)
Строение РЕКИ Строение РЕКИ
Характеристика рек в РФ : 1) По длине Характеристика рек в РФ : 1) По длине Рек длиной более 10 км насчитывается всего около 120 тыс. Общая протяженность их составляет 2,3 млн км. Но и среди этих рек резко доминируют так называемые малые реки, длина которых не превышает 100 км. Эти малые реки и речушки формируют около половины суммарного речного стока. Средние реки имеют длину от 101 до 500 км. Реки длиной более 501 км считаются большими. На их долю приходится около 200 рек. И лишь 47 рек России имеют длину более 1000 км. Из них 17 рек самостоятельно впадают в моря (в том числе и в Каспийское), а остальные являются притоками других больших рек. Рек длиной более 10 км насчитывается всего около 120 тыс. Общая протяженность их составляет 2,3 млн км. Но и среди этих рек резко доминируют так называемые малые реки, длина которых не превышает 100 км. Эти малые реки и речушки формируют около половины суммарного речного стока. Средние реки имеют длину от 101 до 500 км. Реки длиной более 501 км считаются большими. На их долю приходится около 200 рек. И лишь 47 рек России имеют длину более 1000 км. Из них 17 рек самостоятельно впадают в моря (в том числе и в Каспийское), а остальные являются притоками других больших рек.
Реки В Республике Татарстан: Крупнейшие: Волга(177км) Кама(380км) и 2 притока Камы- Вятка(60км) и Белая(50км).Также число малых рек длиной менее10 км-500, 8 тысяч небольших озер и прудов, 4 водохранилища
Распределение рек по длине Самая полноводная река-Енисей -длина- 6000км; Объ с Иртышом-5410 км Амур км Лена- 4400км В Европейской части РФ –Волга-3530км (работа с учебным материалом стр.113)
2 характеристика: По площади водосборного бассейна: 2 характеристика: По площади водосборного бассейна: 1 место река –Объ- площ. бас. млн км.кв, 1 место река –Объ- площ. бас. млн км.кв, 2место-Лена и Енисей-2,5 млн км.кв 2место-Лена и Енисей-2,5 млн км.кв 3 м.-Амур- 1,8 млн.км.кв 3 м.-Амур- 1,8 млн.км.кв 4м. Волга-1,38 млн.км.кв 4м. Волга-1,38 млн.км.кв.
3 характеристика- Годовой сток Годовой сток- это объём воды, который протекает в реке за год. 1 место-Енисей-600км.куб 2место- Лена-488 км.куб 3 место- Объ- 400 км.куб 4место- Амур-350 км.куб 5 место- Волга- 250 км.куб
Влияние рельефа на реки. Работа с учебным материалом стр. 115рис.90. Работа с учебным материалом стр. 115рис.90. Рельеф способствует особенностям расположения рек, из чего вытекает: Направление течения рек Направление течения рек Характер течения рек Характер течения рек Работа рек Работа рек
Направление течения рек Одной из главных особенностей рельефа России является уклон её территории к северу. Наиболее крупные реки России текут на север. Одной из главных особенностей рельефа России является уклон её территории к северу. Наиболее крупные реки России текут на север. Водосборные бассейны: 3 океана и одна бессточная внутренняя область- Волга-Каспийский Водосборные бассейны: 3 океана и одна бессточная внутренняя область- Волга-Каспийский
Характер течения рек 1. Равнинные и горные 2. Падение реки (м) 3. Уклон реки(см\км)
По типу рельефа реки бывают: горные и равнинные
Падение и уклон реки Падение- это разность абсолютных высот истока и устья(м) Уклон отношение падения реки к длине реки(км) Формулы: П=H и –H у У=П: Д выражается в см\км или в промилле
Работа реки 1 Эрозия- размыв и разрушение горных пород( в верхнем течении реки) 2 Аккумуляция- накопление и отложение разрушенных горных пород (в нижнем течении из-з малой скорости) Работа с учебником стр. 117 подведем итоги
Повторение материала
Географический словарь 1. Уклон реки- 2. Падение реки- 3. Межень- 4. Река- 5. Бассейн реки- 6. Годовой сток-
Тесты 1в. Главная река со своими притоками: а. речная система, б. режим реки. в. бассейн реки 2в. Превышение истока над устьем, называется: а. уклон реки, б. падение реки 3в. Место, где река берет начало, называется: А.исток, б. устье
продолжение 4в.Объем воды, который протекает в русле реки за год : А) твердый сток, б годовой сток, в.)расход воды 5вГорной рекой является река: А. Урал, Б) Печора, в) Ока, г.Терек 6в. Самая многоводная река России А) Лена, б) Волга, в) Енисей г) Амур 7в.Чем больше падение,тем: А) больше скорость течения реки, б) больше годовой сток, В) больше площадь бассейна реки.
Найди по атласу эти реки 1 Обь 11 Ока 1 Обь 11 Ока 2 Волга 12 Кама 2 Волга 12 Кама 3 Северная Двина 13 Иртыш 3 Северная Двина 13 Иртыш 4 Печора 14 Ангара 4 Печора 14 Ангара 5 Енисей 15 Хатанга 5 Енисей 15 Хатанга 6 Лена 16 Яна 6 Лена 16 Яна 7 Вилюй 17 Индигирка 7 Вилюй 17 Индигирка 8 Алдан 18 Анадырь 8 Алдан 18 Анадырь 9 Калыма 19 Уссури 9 Калыма 19 Уссури 10 Амур 20 Дон 10 Амур 20 Дон
Великолепие рек России